среда, 8 апреля 2020 г.

9 апреля. Урок литературы в 10 а

Тема урока: "Лирика Н.А.Некрасова. Поэтическое творчество как служение народу"

 - Добрый день Ксюша, Кристина, Лиза, Игнатий, Серафим и Даниил!

Продолжаем говорить о Некрасове. Сегодня читаем его стихотворения о роли поэта и
размышляем над ними.

 - Прочитайте стихотворение "Вчерашний день в часу шестом"



Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Задание 1. Ответьте (устно) на вопросы:
 - Почему Некрасов показывает музе крестьянку? Почему называет музу сестрой обездоленных и угнетённых?

Задание 2. Послушайте стихотворение «Блажен незлобивый поэт здесь. 
 -Вчитайтесь в него (лучше вслух).
                                                                * * *
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства;
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;
Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкого сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, —
И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.
Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
  Оно написано на смерть Гоголя.
    
Задание 3.  Поразмышляйте (вслух) над стихотворением  «Блажен незлобивый поэт...» и запишите аудиофайл.
   - Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?
   - Каков путь, по мнению Некрасова, предпочтительнее?
   - Согласны ли вы с ним?
      Интересные, глубокие ответы-открытия ваши будут собраны здесь.

     Задание 3А. Уровень "Супергерой" (выполнять по желанию. За выполнение данного задания будет награда).
Сопоставьте (устно) стихотворение Некрасова «Блажен незлобивый поэт...» с фрагментом из  главы 7 тома I поэмы «Мертвые души». Что общего и в чём различие позиций Н.А.Некрасова и Н.В.Гоголя? Запишите аудиофайл.

"Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы... Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. .... Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. ... Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тику мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий.  Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество".


       - Следующее стихотворение "Поэт и гражданин"
 Задние 4.1. Послушайте его в исполнении актёра Вениамина Смехова.

      Прочитайте его полностью здесь. Обязательно читайте вслух.

Задание 4.2.  Выберите уровень.Выполните задание письменно.
   Уровень "Ученик".
     - Как вы понимаете это стихотворение? Напишите об этом.
   Уровень "Герой"
      - Ответьте (письменно) на вопросы:
   1. Какие две жизненные и идейные позиции сталкиваются в стихотворении?
  2. Кого призывает автор устами Гражданина идти «в огонь за честь отчизны»? Можно ли этот призыв считать обращенным автором к самому себе?
 3. Каков символический смысл образа бури на море?
 4.. Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мнении? Какой смысл в том, что последние слова в стихотворении принадлежат Поэту, а не Гражданину?

   Уровень "Супергерой"
     Сопоставьте стихотворение «Поэт и Гражданин» со стихотворением Пушкина «Поэт и толпа». С какой целью автор создает в стихотворении ассоциации, обращенные к творчеству Пушкина? В чем различие музы Пушкина и музы Некрасова?
      

      Домашнее задание. Вопросы и задания к стихотворению «Сеятелям»
      1. Как в стихотворении трансформируется евангельская притча о сеятеле?
    2. В чем поэт видит предназначение современного сеятеля? Какие «семена» он должен бросить на «ниву народную»?
      Уровень "Супергерой": сопоставьте стихотворение Некрасова «Сеятелям» со стихотворением Пушкина «Свободы сеятель пустынный...».
      

Комментариев нет:

Отправить комментарий