понедельник, 6 апреля 2020 г.

6 апреля. Урок литературы в 10а

Тема урока: "Николай Алексеевич Некрасов".

                   Добрый день, Игнатий, Серафим, Даниил, Лиза, Кристина и Ксения! 
       Сегодня начинаем цикл уроков о Некрасове.  В советское время Некрасову повезло больше других представителей русской классической литературы. Большевикам он казался своим. Его произведения были включены в школьные учебники. Интересно, что о первом собрании сочинений, которое было подготовлено к изданию Корнеем Чуковским, одобрительно отозвался Ленин.
Нарком просвещения А.В.Луначарский писал так: "Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова".
         Такая официальная любовь привела к тому, что Некрасов стал восприниматься только как гражданский и даже революционный певец, перестал быть для читателей живым, искренним человеком. Почти не встречала людей, которые бы сказали, что любят Некрасова. Скорей всего, они его не знают. Наша с вами задачи - познакомиться с жизнью и творчеством поэта.
             Задание 1. Прочитайте о жизненном пути статью поэта на портале "Культура.РФ" .Читать здесь. Составьте её план.
              Задание 2.  Ответьте письменно на вопросы (кратко).
                                    - В какой атмосфере воспитывался будущий поэт?
                                       - Почему Некрасов писал о своём детстве, что оно "проклятьем на меня легло неотразимым"?
                                     - Какое образование получил поэт?
                                      - Когда он начал писать?
                                      - Издателем какого журнала стал Некрасов? Кто были авторами журнала?
                                      - Почему возник замысел написать "Кому на Руси жить хорошо?"
                                     
         Устали? Музыкальная пауза. Послушайте песню "Коробейники" в исполнении Дмитрия Хворостовского. Удивитесь, но это стихи Н.А.Некрасова, хотя кажется, что это народная песня. И в этом талант поэта!

                      Задание 3.       Напишите развёрнутый ответ на вопрос: "Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского о Некрасове  «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».     
                 И завершим урок экскурсией в государственный литературный мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова Карабиха (Ярославская область).
Задание 4. Напишите впечатления от виртуальной экскурсии.

Впереди у нас знакомство с лирикой поэта и поэмой "Кому на Руси жить хорошо". Но это уже на следующих уроках, а сегодняшний урок завершён. 
Пришлите фотографию классной работы до конца урока -не позднее 12.00 на электронный адрес sharko-natalya@mail.ru  или WhatsApp (в личные сообщения).

Домашнее задание. 
        1. Прочитайте стихотворение "Еду ли ночью по улице тёмной".               2. Выполните задание А или Б (по выбору)
А. Проанализируйте стихотворение. Вам помогут вопросы
 1.       Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр?
2.       В чем истоки трагедии людей? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя?
3.       За что упрекает себя лирический герой стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка?
4.       Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? 
5.       Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического героя? Как он оценивает свою «неудачную» любовь?
Б.  Познакомьтесь с  разными точками зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…». Напишите развёрнутое сопоставление.
    - «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года).
 - «Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной…“, „Саша“, „Живя согласно с строгою моралью…“, — тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861).
 - «Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления… Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете… Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 года).
        

Комментариев нет:

Отправить комментарий