четверг, 16 апреля 2020 г.

17 апреля. Урок литературы в 9а, 10а

Тема урока: "А.П.Чехов. "Студент"

Доброе утро, Дима, Катя, Глеб, Лёня, Лиза, Никита, 
Лиза, Серафим, Кристина, Ксюша, Даниил и Игнатий!

День сегодня особенный - Великая Пятница И урок -  особенный. В центре нашего внимания рассказ Антона Павловича Чехова "Студент".

Рассказ вы прочитали дома. Но если хотите ещё раз погрузиться в него - послушайте замечательную радиопостановку.


Сегодня у нас урок - дискуссия. 

Задание 1. Прочитайте  совершенно разные мнения о чеховском рассказе двух уважаемых, православных, талантливых людей.

Архимандрит Симеон (Томачинский), 
ректор Курской духовной семинарии

      "Наверное, не будет преувеличением сказать, что рассказ Антона Павловича Чехова "Студент" является одним из ключей ко всему творчеству писателя.(..)
     Рассказ сделан вполне в чеховском духе: просто и безупречно, без единого лишнего слова. Главный герой называется по имени лишь один раз - в самом начале: "Иван Великопольскй, студент духовной академии". В этом имени - колокольня Иван Великий; сказочный Иван-дурак; святитель Иоанн Константинопольский, т. е. Златоуст (недаром почти половина рассказа - вдохновенное повествование главного героя). Но далее герой везде именуется просто "студентом", вырастая до размеров символа. (...)

       Действие рассказа происходит в Великую пятницу, в день распятия Спасителя. Когда девятнадцать веков назад Христос умирал на кресте, солнце померкло, не в силах вынести мучений своего Создателя. Так и в рассказе Чехова состояние природы очень близко ощущениям верующего человека в этот великий и страшный день. "...Некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло....Стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо"; "этот наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие... самой природе жутко... кругом было пустынно и как-то особенно мрачно..."
        Стремясь убежать от тоски и уныния, студент приходит погреться у костра - "на вдовьи огороды". Печаль и скорбь, неустроенность в этом грустном именовании. Да и Церковь, подобно вдове, оплакивает в этот день своего умершего Жениха-Христа.
       Студент рассказывает, что "точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр" во дворе первосвященника, когда пытали Христа. Студент повествует - как будто бы о себе, - что Петр, "изнеможенный, замученный тоской и тревогой" следует за Иисусом, а потом трижды отрекается от своего любимого Учителя. "И вышед вон, плакал горько", - как говорит апостол Матфей. Но студент не плачет: он лишь передает хорошо ему известную евангельскую историю - плачут его слушательницы-вдовы: Василиса и Лукерья. Плачут, как жены-мироносицы две тысячи лет назад. И только тогда студент понимает, что события той страшной ночи имеют самое непосредственное отношение и к обеим женщинам, и к нему самому. (...)
       Недаром Чехов называет своего героя "студентом". (...) Настоящий студент - это  готовый к принятию истины ученик; он может пожертвовать всем ради глубокого знания; он готов терпеть нужду, голод и холод ради высших целей и ценностей. И сам Чехов был верен этому "студенчеству" всю свою жизнь: в честном поиске до самой смерти, в безжалостной самооценке, в нежелании останавливаться на достигнутом...
       "Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха". Но за Распятием, за Великой пятницей, всегда следует Светлое Воскресение, и в этой серой, однообразной и, казалось бы, беспросветно унылой жизни проступают черты другой, несравненно более прекрасной жизни - вечной.
        " и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла".
(Из архива газеты "Татьянин день", N28, 1999 год)

 Олеся Николаева, 
русская поэтесса, прозаик, профессор Литературного института     им. Горького, член Союза писателей СССР. 
Лауреат  Патриаршей литературной премии, 
супруга протоиерея Владимира Вигилянского

"Рассказ, которым пытаются "доказать" православность Чехова, - "Студент".  Первый вопрос: каким это образом в Страстную пятницу, вечером, когда совершается одна из самых главных церковных служб - чин Погребения Плащаницы - студент Духовной академии и сын дьячка оказывается в полях возле костров? Почему он не на богослужении?  А идет он, оказывается, с охоты, где он слушал дроздов и стрелял вальдшнепов, и покончил с этим, лишь когда стемнело и подул ледяной ветер. (...) И вот тут-то, по дороге остановившись погреться у костра, он вспоминает, что когда-то и ученик Христа - апостол Петр грелся вот так же у ночного огня. (...) Он дистанцируется от бессознательного переживания собственного отречения, доводя его до порога сознания в форме литературного пересказа.
   
  Так же дистанцированно он отмечает и внутреннее соучастие и сострадание крестьянских женщин судьбе Христа и его ученика, вызванное его речью. Никаких чувств подобного же рода сам он при этом не испытывает, с удовлетворением наблюдая их проявление в своих слушательницах и воспринимая их как нечто от себя отдельное, как объект для собственного дискурса, рождающего в нем ощущение радости.
       Природу этой радости Чехов описывает в самом конце рассказа: "И чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной и полной высокого смысла". Очевидно, это не духовная радость верующего о Господе, Сыне Бога Живаго, который - вот-вот придет Пасха - воскреснет из мертвых, "смертию смерть поправ", но радость естественная, религиозно нейтральная, радость юности - собственной полноценности и самодостаточности: предчувствия жизни, избытка сил, игры гормонов, весны, горячего костра, охоты, способности мыслить и говорить, готовности вот-вот "увидеть небо в алмазах".
       Чехов остро чувствует трагедию и уродство мира, однако нигде он не являет главную причину этого: его мир трагичен и уродлив оттого, что он - обезбожен,  не верует в своего Спасителя, закрыт для благодати Божией... В этом мире нет главного - любви". 

Задание 2. Обдумайте, с кем вы согласны (и почему) или не согласны (и в чём).
  Если вы затрудняетесь ответить - посмотрите передачу "Библейский сюжет", посвящённую "Студенту" здесь.

Задание 3.  Напишите комментарий к статье урока здесь, в блоге. Выскажите своё мнение. 

Не забудьте постоянно обновлять  страницу блога во время урока, чтобы увидеть и прочитать появляющиеся комментарии одноклассников и ребят из другого класса!

Задание 4.  Прочитайте комментарии-мнения других ребят, согласитесь или подискутируйте. 

Очень хочется, чтобы вы на уроке с помощью комментариев и комментариев к комментариям поговорили бы друг с другом, познакомились бы с другими мнениями, услышали интересные мысли, сделали  вместе открытия!




22 комментария:

  1. Я согласен с мнением Олеси Николаевны, так как ее выводы и умозаключения вполне логичны. Почему этот студент пошел на охоту, а не в храм, почему так поздно возвращается? В этот праздник он должен был стоять в церкви и молиться, но он пошел охотиться. И потом, когда Иван рассказывает историю про предательство Петра, он не проводит аналогий с собой, не видит, что он в некоторой степени тоже предатель. Студент понимает, что события древности связаны непосредственно с ним, но не понимает как.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Дима, за обозначенную позицию. Ты обосновал своё мнение. Хорошо. На чьей стороне я -пока не помолчу. Позже выскажу.

      Удалить
  2. Мне ближе мнение архимандрита Симеона. Да, студент не был на службе Великой пятницы. Да, он не осознает себя "Петром-предателем". Но в целом Иван Великопольский ведет себя честно и по-христиански. Время, описанное в рассказе, скорее всего, конец 19 века, вокруг главного героя действительно много бедности и несправедливости. Многие молодые люди в эти времена ушли в протест, бунт, революцию, а наш студент рассказывает вдовам евангельский сюжет, потом серьезно размышляет об их реакции на это - она его поразила. Самокритично признает, что это "не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок". Делает правильные выводы о неразрывной связи евангельских событий и настоящего, "о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле". И в итоге, "жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной ВЫСОКОГО смысла".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леня, очень хорошо и убедительно. Хвалю, что работаешь с текстом: цитируешь рассказ.

      Удалить
  3. И правда, обе статьи, данные нам на этот урок, совершенно разные. В одной автор делает акцент на каждой части рассказа А.П Чехова "Студент" , он углубляется в них. В другой же статьи автор держится мысли , что Антон Павлович хотел показать в своём рассказе уродство, лживость, неестественность и двуличность этого мира. Я, безусловно, склоняюсь к мнению Олеси Николаевой, считая, что она точно увидела основную мысль , заложенную в рассказе Чехова. Она не боится осудить "студента"- человека, готового пожертвовать всем ради правды. Поэтесса не ищет правду в личности героя рассказа, она не понимает почему он в Страстную пятницу идёт на охоту, ему стало холодно - идёт греться у костра на огород к двум вдовам и , рассказывая им о дне, произошедшим 19 веком назад, сочувствует их горю и думает, что этот день касается каждого и каждый должен сострадать мукам Спасителя. Его наполняет радость, но эта обычная радость предстоящему празднику.
    После того , как А.П. Чехов написал с вой рассказ без лишних слов, где каждому всё понятно,в пятницу люди составляются списки гостей которых позовут на Пасху, в субботу убираются, а в Великую Пасху Господню они идут освящать куличи и яйца, а потом кто успел съедают глазурь на куличах, вместо того , чтобы идти в Храм и сострадат мукам Иисуса Христа, а потом искренне радоваться его воскресению,ничего не изменилось. В нами дни Пасха стала обыденным праздником, как Новый год.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, спасибо, что не побоялась высказать иную точку зрения на рассказ, нежели Дима и Лёня. Причём полно и развёрнуто её изложила.

      Удалить
    2. Добрый день! Катя, я с удовольствием послушала твою точку зрения. Спасибо за комментарий! Я буду стараться исправлять свои ошибки🙂

      Удалить
    3. Хочу прокомментировать исчезнувшую запись Кати С. Для неё прокомментировать и для всех. Я удалила всё, что написала Катя. В моём блоге, как и на моём уроке, - свобода для самых разных мнений, самых неожиданных позиций. Но... обижать другого человека никому не позволю.

      Удалить
  4. Мнение Олеси Николаевой мне ближе. В этот великий, день Страстную пятницу каждый верующий человек должен по возможности быть в храме, а не развлекаться, стреляя вальдшнепов. Иван Великопольский- воспитанник духовной академии должен одним из первых быть в храме, а он охотится, Сидя у костра, он рассказывает о тех событиях, по-моему , не сострадая, будто твердит урок в академии, а безграмотная бабушка, плачет, сострадая Христу. Лишь в конце студент Слава Богу начинает чувствовать связь времён, что всё это не просто история, что к нему это тоже относится,

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понимаю тебя, Ваня. Каждое верующее сердце в сегодняшний день - со Христом.

      Удалить
  5. Здравствуйте. Мне ближе мнение Олеси Николаевой. Пожалуй я с ней соглашусь. Ведь действительно непонятно почему семинарист и сын дьячка в такой великий день не на богослужении в храме. Очень уж это странно. Странно и то, что он так поздно возвращается с охоты, где он слушал дроздов и стрелял вальдшнепов. Почему вместо того, чтобы в этот момент быть вместе со своими товарищами, участвовать в богослужении, чем-то помочь, он находится в лесу, а затем со вдовами на огороде? Когда он рассказывает им о тройном предательстве Петра, к сожалению он не проводит параллель с собой, а ситуации в принципе схожи, ведь он в такой великий день, когда Христос пожертвовал собой ради всех нас, он не пришёл в храм Божий, чтобы воссоединиться, приблизиться к Спасителю. Хочется верить, что к концу рассказа он задумывается о том, что он не исключение и это имеет отношение и к нему тоже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лиза за высказанное мнение. Прямо слышу твой голосок! Чувствую твоё волнение и праведный гнев.

      Удалить
  6. По правде говоря, не думала, что будет столько сторонников у Олеси Николаевой. Мои (муж с сыном) тоже разделяют её мнение.

    ОтветитьУдалить
  7. Мнение архимандрита Симеона мне ближе,так как я не считаю, что человек перестаёт быть православным, если пропускает службы. Я согласна что пропускать такие важные богослужения это нехорошо, но позиция Олеси Николаевой слишком категорична. Мне кажется, что самое важное в этом рассказе не пригрешения главного героя, а то, что он понял ,что события, произошедшие много лет назад имеют к нему
    прямое отношение. Он почувствовал эту пасхальную радость, понял сердцем, а не умом евангельские события. Я думаю именно осознания хотел добиться от читателей Чехов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ксюша. Ты всегда стараешься с любовью отнестись к героям произведений, понять их, увидеть их сердце.

      Удалить
  8. Вот мнение Кристины Адельшиной:

    "Ознакомившись с двумя рассуждениями над рассказом А.П.Чехова «Студент»,я пришла к выводу о том,что статья Архимандрита Симеона наиболее уместна.Русская поэтесса Олеся Николаева достаточно критически проанализировала содержание рассказа.Она сконцентрировала своё внимание на излишних мелочах,упуская основную мысль данного произведения.
    Литераторы считают, что в основе сюжета лежат воспоминания самого автора о его детстве. На этом сказалось влияние отца Чехова — Павла Егоровича. Отец заставлял своих детей петь в церковном хоре, а также на постоянной основе работать в его лавке.Следовательно,автор «Студента» серьёзно относился к религиозной теме.
    А.П.Чехов хочет передать читателю следующие мысли:1)необходимо помнить о духовном содержании жизни,а не только о ее материальных заботах.2) не унывайте ,ведь из любой сложной ситуации можно найти выход;трудности временны.3)всегда будьте верны и честны с собой и окружающими.«Недаром Чехов называет своего героя "студентом". (...) Настоящий студент - это  готовый к принятию истины ученик; он может пожертвовать всем ради глубокого знания; он готов терпеть нужду, голод и холод ради высших целей и ценностей.» Я согласна с данными словами Архимандрита Симеона,потому как каждый из нас должен стремиться к познанию истины,отстаивать позицию правого дела,иметь энтузиазм к познанию чего-то нового.
    Также можно заметить ,что тема счастья в рассказе «Студент » активно обсуждалась в обоих комментариях.Я полагаю,что приближение великого праздника Пасхи главным образом повлияла на настроения героев произведения в конце рассказа.«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.»Ведь Пасха -это возрождение.Такой праздник пробуждает не только чувство радости Воскресенья Христа,но и даёт каждому из нас надежду на лучшее будущее,помогает осознать ценности жизни и двигаться дальше".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кристинка, спасибо за подробный анализ каждой из позиций. Спасибо за твоё мнение, такое обоснованное, подтверждённое текстом.

      Удалить
  9. Публикую комментарий Серафима:

    Я согласен с мнением Олеси Николаевой, так как мне тоже кажется странным и неприемлимым тот факт, что сын дьячка не пошёл в храм в такой важный и скорбный день. Ведь у него не было карантина (у нас некоторые даже и во время карантина в храм ходят), в тексте не сказано, чтобы студенту было дано важное задание от родителей, и не было никаких других намёков на срочность и неотлагательность той охоты, на которую пошёл главный герой рассказа. В добавок ко всему, сам студент зачем-то начинает сопоставлять себя с апостолом Петром, вместо того, чтобы проникнуться хотя бы пониманием важности дня, который скоро закончится. Вместо этого всего студента переполняет радость от ощущения своей молодости и сил.

    ОтветитьУдалить
  10. Услышала твоё мнение, Серафим. Как всегда серьёзное. Спасибо тебе.

    ОтветитьУдалить
  11. Дорогие ребята! Завершились сегодняшние уроки. Наверняка,тот,кто хотел высказаться, - высказался. Благодарю всех за внимательное чтение, за вдумчивые ответы, за аргументированную позицию.
    Подводя итог разговора о рассказе "Студент", скажу о том, что я думаю о нём.
    Очень люблю это чеховское произведение. В последние годы перечитываю его каждую Великую Пятницу, и каждый раз невыразимую радость чувствую по его прочтении. Радость от приближающейся Пасхи, радость за героя, сердечко которого растеплилось, потому что оно почувствовало Христа. Радость, что человек всё-таки встретился с Богом. И человек-то этот - студент духовной академии! Я ни в коем случае не сужу его за поведение в начале рассказа. Я очень понимаю его холодность и отчуждённость.
    Ребята, с ним произошло то, что происходит с нами в нашей школе, когда мы привыкаем к храму, к молитве, к праздникам, к службам. Всё духовное становится для нас обыденным, привычным, а иногда (признАемся!) и надоевшим. Нам становятся в тягость службы, не рвётся душа в воскресенье в храм. Так? Так. И это замечают прихожане храма, а некоторые из них говорят, что ученики РПШ неверующие, потому что не видят в нас огонька, света и радости.
    Вот и студент. Он всё знает.Возможно, он учится на пятёрки. Но его знания, информация не стали его мировоззрением, не проникли в сердце, а так и остались в голове. Господь никого не неволит и даже будущих пастырей. Господь терпеливо ждёт. И Милостью Божиею происходит встреча Ивана с женщинами,которые сострадают Христу и плачут о Нём.
    И только в этот момент душа студента оживает, сердце начинает биться по-другому, знания становятся живой верой в Живого Бога!

    ОтветитьУдалить
  12. И ещё Даниил Васенин. К сожалению, никак не получилось у него самому и вовремя разместить свою работу. Но не могу позволить, чтобы пропал его труд. Читаем Даниила:

    «Я придерживаюсь мнения архимандрита Симеона.Это рассказ о человеке , который Пришел к пониманию истинной веры и окружающего мира. Этим произведением Чехов хотел показать путь перерождение человека. Студент усомнился в гармонии природы бытия. Сын дьячка и будущий священник посмел отступится от признания божественной благости:» ему казалось что это внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласии все эти ужасы были есть и будут и от того что пройдёт ещё 1000 лет жизни лучше не станет». Тем самым он совершает предательство первого апостола. Это является внутренней на уровне подсознания ,мотивировкой обращение Ивана Великопольского к событиям в Гефсиманском саду и к образу Петра. Главным действующим лицом в этом рассказе является Иван Великопольский студент. Духовной академии ему всего лишь 22 года, а он уже разочарован жизни и думаешь, что в ней есть только невежество доска, мрак, чувства гнёта.. И он убеждён что так было и будет всегда. В конце же рассказа перед нами совсем другой человек, который обрёл надежду на счастье, нашел свое место в жизни, для которого мир вокруг прояснился и непонятные вещи стали простыми. Помимо главных действующих лиц, в рассказе присутствует второстепенный образом – это Василиса её дочка Лукерья – это простые женщины, но у них есть самое главное достоинство- вера в Бога. им близко то, что пережил Пётр , потому что они сами чувствовали то же самое , но им удалось сохранить свою веру. Несмотря на то , что рассказ маленький, Чехов передал глобальную нравственную проблем".

    ОтветитьУдалить