Тема урока: "В.С.Высоцкий. Стихотворения "Я не люблю", "Песня о друге" и др."
Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Песни в его исполнении звучат во многих фильмах. После смерти артиста возле Театра на Таганке несколько дней стояли люди: с Высоцким пришла проститься вся Москва.
Мы сегодня читаем стихотворения Владимира Семёновича и слушаем его песни.
Сегодня мы знакомимся с этим поэтом. Вначале прочитаем о его жизни и узнаем, где рос, как воспитывался, как проходило его творческое становление.
1. Прочитайте очерк о жизни В.Высоцкого в учебнике (с 112-113) и (или) здесь.
2. Дальше мы с вами отправляемся в музей Владимира Семёновича в Москве на Таганке. Вот он.
Экскурсия здесь.
3. Стихотворение "Я не люблю"
3.1.Прочитайте стихотворение.
7. Подводим итог урока.
- Как вы думаете, почему стихотворения и песни В.Высоцкого пользуются всенародной любовью? Каково Ваше отношение к его творчеству?
Дайте письменный развёрнутый ответ на эти вопросы в форме комментария к статье урока.
8. Домашнее задание.
Читать стихотворения В.Высоцкого.
Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Песни в его исполнении звучат во многих фильмах. После смерти артиста возле Театра на Таганке несколько дней стояли люди: с Высоцким пришла проститься вся Москва.
Мы сегодня читаем стихотворения Владимира Семёновича и слушаем его песни.
Христос Воскресе!
Добрый день, Варя, Настя, Ростислав, Ваня, Лена, Даша, Денис, Настя, Аня и Лера!
На прошлом уроке Варя называла имена лучших, по её мнению, поэтов-шестидесятников, и среди был и В.С.Высоцкий.Сегодня мы знакомимся с этим поэтом. Вначале прочитаем о его жизни и узнаем, где рос, как воспитывался, как проходило его творческое становление.
1. Прочитайте очерк о жизни В.Высоцкого в учебнике (с 112-113) и (или) здесь.
2. Дальше мы с вами отправляемся в музей Владимира Семёновича в Москве на Таганке. Вот он.
Экскурсия здесь.
3. Стихотворение "Я не люблю"
3.1.Прочитайте стихотворение.
Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или, когда все время против шерсти,
Или, когда железом по стеклу.
Червей сомненья, почестей иглу,
Или, когда все время против шерсти,
Или, когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста —
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Нет жалости во мне и неспроста —
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
3.2.Послушайте, как эту песню исполняет Высоцкий.На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
3.2. Ответьте письменно (кратко) на вопросы
- Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. Каким он видится вам?
- Как вы думаете, пафос отрицания или утверждения преобладает в стихотворении "Не люблю"?
- Вам близка позиция лирического героя?
4. Стихотворение "Песня о друге"
4.1. Прочитайте стихотворение вслух.
Песня о друге
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а - так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни - рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.
И не друг, и не враг, а - так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни - рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и - сник,
Оступился - и в крик,-
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и - сник,
Оступился - и в крик,-
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но - шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но - держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На стоял хмельной,-
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Пусть он хмур был и зол, но - шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но - держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На стоял хмельной,-
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
4.2. "Песня о друге" прозвучала в художественном фильме "Вертикаль", главную роль в котором сыграл В.Высоцкий.
Послушайте её.
4.3. Ответьте письменно (кратко) на вопросы
- В стихотворении встречаются повторы. Найдите их. Объясните роль повторов.
- Как вы думаете, почему в данном стихотворении встречается много предложений с тире?
- Какова идея (основная мысль) стихотворения?
- По вашему мнению, "Песня о друге" - это монолог или диалог?
5. У Высоцкого много стихов и песен, посвящённых Великой Отечественной войне. Вот одно из стихотворений.
5.1. Прочитайте его вслух.
Стихотворение "Братские могилы"
На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!
5.2. Послушайте песню.
5.3. Ответьте письменно на вопрос: как вы понимаете следующие строки: "Здесь нет ни одной персональной судьбы —Все судьбы в единую слиты"?
6. Но Высоцкий писал не только о мужестве, верности идеалам, чести и достоинстве личности. Он тонкий лирик.
Прочитайте его стихотворение о любви, а потом послушайте песню, которая так и называется "Лирическая".
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно.
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
Здесь птицы щебечут тревожно.
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени -
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.
Пусть дождем опадают сирени -
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.
Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света.
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.
Укрыт от меня и от света.
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.
Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,-
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море.
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,-
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море.
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно?
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?
Ты выйдешь ко мне осторожно?
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?
Украду, если кража тебе по душе,-
Зря ли я столько сил разбазарил?
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!
Зря ли я столько сил разбазарил?
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!
7. Подводим итог урока.
- Как вы думаете, почему стихотворения и песни В.Высоцкого пользуются всенародной любовью? Каково Ваше отношение к его творчеству?
Дайте письменный развёрнутый ответ на эти вопросы в форме комментария к статье урока.
8. Домашнее задание.
Читать стихотворения В.Высоцкого.
Стихотворения В.Высоцкого просты и честны. Прямолинейны и понятны. Они близки людям не только как стихотворения, но и как песни. Несложный мотив,проникновенные и искренние строчки доходят не только до головы, но и до сердца. Я люблю творчество Высоцкого. Его песни в детстве мне пел папа. Он играл на гитаре "Песню о друге". С этими стихотворениями связаны многие тёплые воспоминания. Моё любимое произведение Высоцкого "Баллада о борьбе".
ОтветитьУдалитьСпасибо, Лена, за комментарий, за любовь к Высоцкому.Спасибо большое твоему папе!
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьАнечка, верни комментарий.
ОтветитьУдалить