Тема урока: "Обособленные обстоятельства"
На сегодняшнем уроке мы повторим, чем могут быть выражены обособленные обстоятельства, вспомним случаи их обособления.
Христос Воскресе! Доброе утро, Дима, Катя, Ваня, Лёня, Лиза, Никита и Глеб!
1. Проверочная работа по теме "Обособленные определения и приложения"
Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Обозначить графически обособленные определения и приложения. Над приложениями написать (прил.). Указать причины обособления определений и приложений.
- Мой сосед маленький нервный человек ра(с,сс)казал мне стра(н,нн)ую историю.
- Рядом с жен?щиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик босой без шапки.
- Квадратный ш…рокогрудый с огромной кудрявой головой он явился под вечер.
- Богат х…рош собою Ленский везде был принят как жених.
- Мы дети тогда (не)п…нимали пр…чины (с,сс)оры взрослых.
- Сашка герой одноиме(н,нн)ой повести В. Кондратьева попал на войну совсем м…лодым.
- В доме восемь дробь один у заставы Ильича жил высокий гражданин по пр…званью Каланча.
- Путь мой ш…л мимо Бердской слободы пр…станища пугачевского.
- Б…льшой лентяй Сашка Петров ре(д,т)ко выполнял домашнее задание.
- Открылись в…рота и вылетел (от)туда гусарский полк краса всех ко(н,нн)ых полков.
Обособленные обстоятельства
2. Вначале вспомним, чем в предложении могут быть выражены обособленные обстоятельства.
1)деепричастия и деепричастные обороты;
2) существительные в косвенных падежах с предлогами (предложно-именные конструкции);
3)сравнительные обороты.
Итак, давайте обобщим в таблицу.
4. Рассмотрите таблицу, составьте по ней связный рассказ. Расскажите вслух себе иди домочадцам.
5. Потренируемся.
5.1.Выделите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте ответ.
1.Вечером пристроившись на попутную машину я выехал в город. 2. Какой-то работяга дремал в тенёчке у стены сидя на корточках. 3. Приходилось сидеть сложа руки и думать. 4. Глебов волнуясь отошёл в сторону. 5. Иногда Половцевсадился прямо на полу по-калмыцки сложив ноги и расстелив кусок брезента разбирал пулемёт. 6. Петров стоял молча покачиваясь на своих скрипучих сапогах и смотрел на работягу вспоминая его имя. 7. Шурин не посмотрев на Васюка пошёл вразвалочку в глубь двора . 8. Пашка Матвеев спал почти круглые сутки а просыпаясь приговаривал: «Знатно!». 9. Он опять достал из кармана фотографию и смотря на неё освещаемую луной задумался. 10. Левашов мельком взглянул на него но ничего не сказал и придвинув телефон стал крутить ручку.
6. Домашнее задание
1) выучить наизусть правило, записать видеоответ;
2) выполнить упражнение
3) подготовка к ОГЭ
Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/punktuatsiya/obosoblennoe-obstoyatelstvo.html
1)деепричастия и деепричастные обороты;
2) существительные в косвенных падежах с предлогами (предложно-именные конструкции);
3)сравнительные обороты.
Когда же обособляются обстоятельства?
3.Посмотрите учебный ролик.
Итак, давайте обобщим в таблицу.
4. Рассмотрите таблицу, составьте по ней связный рассказ. Расскажите вслух себе иди домочадцам.
Условия обособления
|
пример
|
1.Обособляется,
если выражено одиночными
деепричастиями или деепричастными оборотами
|
Проехав по мосту, танкисты скрылись в чаще.
Никита встретил соседку и, поздоровавшись,
пригласил её в гости.
|
Обособляются
обстоятельства, выраженные существительными с предлогами или наречиями,
если они употребляются для уточнения
предшествующего обстоятельства того же типа.
|
Карта
стояла наверху, на этажерке. Сайт
начал работу позже, через две недели.
|
Обособляются
обстоятельства цели, причины, уступки,
условия с производными предлогами в силу, вследствие,
по причине, в связи, в результате, благодаря, в целях, при условии,
несмотря на, вопреки и сочетанием при всей обычно, если они стоят между подлежащим и сказуемым.
|
Дело,
за отсутствием преступления, было
прекращено.
Меры,
в связи с наводнением, были
приняты.
Даша,
при всей своей искренности, умела
держать дистанцию.
|
Обособляются
обстоятельства, выраженные сравнительными
оборотами с союзами как, точно, словно, точно, чем и т.п.
|
Небо,
точно мохнатая шапка, опустилось
над тундрой.
Последние
листья, как маленькие кораблики,
плыли по реке.
|
5. Потренируемся.
5.1.Выделите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте ответ.
1.Вечером пристроившись на попутную машину я выехал в город. 2. Какой-то работяга дремал в тенёчке у стены сидя на корточках. 3. Приходилось сидеть сложа руки и думать. 4. Глебов волнуясь отошёл в сторону. 5. Иногда Половцевсадился прямо на полу по-калмыцки сложив ноги и расстелив кусок брезента разбирал пулемёт. 6. Петров стоял молча покачиваясь на своих скрипучих сапогах и смотрел на работягу вспоминая его имя. 7. Шурин не посмотрев на Васюка пошёл вразвалочку в глубь двора . 8. Пашка Матвеев спал почти круглые сутки а просыпаясь приговаривал: «Знатно!». 9. Он опять достал из кармана фотографию и смотря на неё освещаемую луной задумался. 10. Левашов мельком взглянул на него но ничего не сказал и придвинув телефон стал крутить ручку.
6. Домашнее задание
1) выучить наизусть правило, записать видеоответ;
2) выполнить упражнение
Найдите обособленные обстоятельства, выраженные существительными и наречиями. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Степан Аркадьевич учился хорошо благодаря своим хорошим способностям. 2. Полк благодаря строгости полкового командира был в прекрасном состоянии. 3. Несмотря на свою доброту он собрал несколько матросов на тайное совещание о поступках боцмана-зверя. 4. Казак мой вопреки приказанию спал крепким сном. 5. Ввиду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции. 6. Василий вследствие этого происшествия уже более не видался со своими родителями. 7. Несмотря на усталость Сердюков не мог заснуть. 8. В гостиной благодаря отворённой двери на балкон было прохладно. 9. Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств. 10. Вдоль поезда мечутся шпики и жандармы невзирая на проливной дождь .
3) подготовка к ОГЭ
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Кто
из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на
неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых
таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска
приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер»
(если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые
маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим
соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я
уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но
и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное
утверждение. Запишите номера ответов.
|
|||||||||||||||
|
Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/punktuatsiya/obosoblennoe-obstoyatelstvo.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий