понедельник, 13 апреля 2020 г.

13 апреля. Урок литературы в 9а

Тема урока: "Великий Понедельник. Стихотворение Б.Пастернака "Чудо"

Сегодня началась Страстная седмица, и первый её день называется Великим Понедельником. В этот день вспоминается евангельское событие об иссушении Христом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы. 
Почему на  фотографии инжир? Инжир - это и есть смоквы, и дерево, на котором он растёт, называется смоковница. 

Задание 1. Прочитаем отрывок из Евангелия от Матфея






После прочтения этого отрывка Евангелия возникает много вопросов: почему любящий Господь иссушает дерево? почему Он так поступает, если плодов и не должно быть на нём?
    Задание 2. Послушайте объяснение.
А теперь обратимся к стихотворению Бориса Пастернака "Чудо"
Задание 3. Послушайте стихотворение  здесь и прочитайте его.













Он шел из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.

Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч, и камыш неподвижен,
И Мертвого моря покой недвижим.

И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шел с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чье-то подворье,
Шел в город на сборище учеников.

И так углубился он в мысли свои,
Что поле в уныньи запахло полынью.
Всё стихло. Один он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Все перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке?

Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».

По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило дотла.

Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.

Задание 4. Работа в паре! Созвонитесь (Лиза - Катя, Лёня - Дима,  Глеб - Никита, Ваня - Наталья Владимировна) и обсудите следующие вопросы
 -  Что дополняет к евангельскому повествованию Борис Пастернак? Обратите внимание на описание природы. Какая она?
 - Как понимаете последнюю строфу? Особенное внимание обратите на три последних строки?

Задание 5. Напишите свои размышления об этом стихотворении в тетрадь.

Домашнее задание. Прочитать стихотворение Б.Пастернака "Гефсиманский сад". Сравните с евангельским повествованием. Напишите свои размышления.
Великий Четверг.

Гефсиманский сад

Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной».

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни Мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников Себя предаст».

И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.

Петр дал мечом отпор головорезам,
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И, волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».

Комментариев нет:

Отправить комментарий