Тема урока: "Повторение изученного. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Подготовка к итоговой аттестации"
Доброе утро, Дима, Катя, Лёня, Ваня, Никита, Лиза и Глеб!
1. Орфографическая 5-минутка
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.
В детств.. и юност.. мир существу..т для нас в ином качеств.. чем в зрелые годы. В детств.. г..рячее солнце гуще трава обильнее дожди т..мнее небо и см..ртельно интересен каждый человке. Поэтическое воспр..ятие жизни всего окружающего нас вел..чайший дар д..ставш..йся нам от детства. Если человек (не)раст..ряет этот дар (на)прот..жени... долгих лет то он поэт или п..сатель.
2. Повторите теоретический материал об однородных членах (Рассмотрите таблицу, составьте связный рассказ, 2-3 раза расскажите его вслух)
Однородные
члены:
- отвечают на один и тот же вопрос;
- относятся к одному и тому же члену
предложения;
- являются одинаковыми членами предложения;
- связываются союзами или только интонацией
перечисления.
Ставится ,
|
Не
ставится ,
|
1.
О, О,О.
|
1.
О и (да=и)
О
|
2.
О, а (но,
да =но, однако, хотя, зато, а также, а то и) О
|
2.О или (либо) О
|
3.и
О, и О
или О, или О…
ни О, ни О
то О, то О
то ли О, то ли О
|
|
3.
Как О, так и О
Не
только
О, но и О
Не
столько
О, сколько О
Хотя
и
О, но О
Скорее О, чем О.
|
|
Тире
может ставиться между однородными членами при пропуске противительного союза,
а также при наличии союза для обозначения резкого, неожиданного перехода от
одного действия к другому.
Знание законов
не желательно – обязательно.
Штурман
отстегнул парашют – и упал в бушующее море.
|
Если после обобщающего слова стоят слова как то, а именно, например, то есть, то перед ними ставится запятая, а после них – двоеточие. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с хозяином и с прочими властями (Тургенев).
О, то есть: о, о, о |
Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово (словом, одним словом, короче говоря и др.), то перед вводным словом ставится тире, а после вводного слова – запятая.
о, о, о – словом, О |
3. Самостоятельная работа
Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.
4.2. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1.Глупость человека сказывается или из его действий или из его слов.
2. Тропинка то поднималась то опускалась шла то влево то вправо.
3. И больно мне и весело и тяжело и сладко.
4. В полях и в лесах ощущалось и чувствовалось приближение и наступление весны.
5. У меня и у тебя не выяснены счёты с пламенем и ветром и водой.
6. Я видел лишь белое платье да чей-то привздёрнутый нос.
7. Птицелов должен не только знать повадки и голоса птиц но и обладать ещё мастерством декоратора.
8. Он жил настоящим мгновением зато уж жил вполне.
9. Мал золотник да дорог.
10. Как жить так и читать вприпрыжку не следует.
4. Подготовка к ОГЭ
4.1
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы:
рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы
использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов
и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных
стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении
научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности
учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире всё больше растёт
непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют
целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о месте науки в
общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира
становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а
также средств массовой информации.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное
утверждение. Запишите номера ответов.
|
|||||||||||||||
|
4.2. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Весь вагон спал под скрежет (1) визг (2) под чугунный гул разбежавшихся
колес (3) стены туго качались (4) верхние нары мотало бешеной скоростью эшелона
(5) и Кузнецов (6) вздрагивая (7) окончательно прозябнув на сквозняках возле
оконца (8) отогнул воротник (9) с завистью посмотрел на спящего рядом
лейтенанта Давлатяна.
4.3. Орфографический анализ.Укажите варианты ответов, в которых дано
верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1. Расходный(материал) – на конце приставки перед буквой,
обозначающий глухой согласный звук, пишется буква С.
2. НОЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется..
3. СКАКАТЬ – написание
безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
4. РАЗВЕЯННЫЙ – написание гласной Я перед НН зависит от
принадлежности к спряжению глагола.
5. НЕДОРОГОЕ (изделие) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно,
потому что его можно заменить синонимом без НЕ.
5. Домашнее задание
1. Повторить однородные и неоднородные определения, посмотрев учебный ролик.
2. Используя теоретический материал урока и ролика, составить устный связный ответ по теме "Однородные члены и знаки препинания при них" по плану:
I. Какие члены предложения называются однородными?
II. Когда ставится запятая при однородных членах?
III. Когда не ставится запятая при однородных членах?
IV. Обобщающие слова. Знаки препинания.
V. Однородные и неоднородные определения
3. Записать видеоответ (наизусть) по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
4. Выполнить упражнение
Комментариев нет:
Отправить комментарий