Христос Воскресе! Доброе утро, Глеб, Катя, Никита, Дима, Лёня, Ваня и Лиза!
А теперь прочитайте вслух теоретический материал.
Начинаем урок с проверочной работы по теме"Обособленные определения"
1. Спишите. Подчеркните обособленные определения, расставьте недостающие знаки препинания, объясните причину обособления.
1.Они пили кофей в беседке на берегу
широкого озера усеянного островами
2. Глубоко оскорбленная она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь.
3. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями.
4. Дети любопытные и любознательные сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
5. Он открыл тетрадь и начертил два отрезка параллельных друг другу.
6. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счет довольно колкие.
7. Он наконец вышел на берег, увидел лежавший на земле халат, поднял его машинально.
8. Зимний вечер 14 декабря густой темный морозный.
9. Кое-где виднелись небольшие леса и усеянные редким и низким кустарником вились овраги.
10. Мрачным и удивленным взглядом встретил его отец.
2. Глубоко оскорбленная она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь.
3. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями.
4. Дети любопытные и любознательные сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
5. Он открыл тетрадь и начертил два отрезка параллельных друг другу.
6. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счет довольно колкие.
7. Он наконец вышел на берег, увидел лежавший на земле халат, поднял его машинально.
8. Зимний вечер 14 декабря густой темный морозный.
9. Кое-где виднелись небольшие леса и усеянные редким и низким кустарником вились овраги.
10. Мрачным и удивленным взглядом встретил его отец.
2. Сегодня повторяем обособление приложений.
Посмотрите внимательно учебный ролик.
А теперь прочитайте вслух теоретический материал.
Приложение – это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.
Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.), не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).
Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).
Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:
Бабочки-капустницы порхали над клумбами.
Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным. Сравните два приложения в следующей фразе:
Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой).
Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным.
Обособление приложений:
1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:
Мой отец, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, мой отец служил на Дальнем Востоке.
2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:
Иванов, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке.
3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:
Он, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, он служил на Дальнем Востоке.
У этого правила есть несколько примечаний:
1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета.
2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко. А если приложение с союзом КАК выражает значение причины, то запятая ставится.
Как руководитель, директор отвечает за всё. (потому что он руководитель)
|
Вам поможет алгоритм. Изучите его.
3. Тренировочное упражнение.
Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните приложение. Объясните , почему оно обособляется или не обособляется.
1.Мой сосед маленький нервный человек рассказал мне странную историю.
2.Им гагарам недоступно наслажденье битвы жизни.
3. Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его франта на разговор.
4.Память этот бич неопасных оживляет даже камни прошлого.
5.Сумерки, но мы дети еще на улице.
6.Талантливый инженер он очень помог нам.
7.Никита Сергеев студент МГУ жил в соседней квартире.
4. Домашнее задание
4.1.Выучить наизусть правило. Записать видеоответ.
4.2.Выполнить упражнение 1. Списать. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть приложения. Объяснить их обособление или не обособление.
Один из них старик без усов и с седыми бакенами оказался младшим врачом лазарета. Лучший слесарь на фабрике он держался с начальником грубо. Глебов самый старый Лёвкин приятель никогда не был его рабом. От Шацкого он впервые узнал о Кара-Бугазе устрашающем и загадочном заливе Каспийского моря. Шацкого поражала выдержка Миллера штурвального Балтийского флота . Время от времени аист приносил в своём длинном клюве еду маленького ужа или лягушку. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою. Жильцы веков и стражи северных просторов холодным блеском ледников на девушек смотрели горы. 14. Один из сослуживцев рекомендовал ему медицинского студента Лопухова. И Биркопф как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения.
4.3. Подготовка к ОГЭ
Прочитайте текст.
(1)Волны,
наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию
и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное
утверждение. Запишите номера ответов.
|
|||||||||||||||
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий