среда, 29 апреля 2020 г.

30 апреля. Урок литературы в 8а

Тема урока: "Б.Ш.Окуджава Стихотворения"
Булат Окуджава был солдатом, учителем русского языка и редактором. Он писал стихи и прозу, сценарии к фильмам и книги для детей. Но самым счастливым днем своей жизни Окуджава считал тот, когда он сочинил свой первый стих.
Христос Воскресе! Добрый день, Ваня, Аня, Лера, Денис, Ваня, Даша, Варя, Настя, Ростислав и Лена!

    Мы с вами отправляемся в самый центр Москвы, на Арбат, где встречаем Булата Шалвовича Окуджаву.
    Здесь, на Арбате, в доме № 43,  поэт жил долгое время. Он очень любил Арбат, и в более 36 стихотворениях писал о нём. 
    Булат Окуджава родился в Москве в 1924 году. Семья часто переезжала, но большая часть детства Окуджавы прошла в центре столицы, на Арбате. «Маленький дворик арбатский» навсегда станет отдельной темой в его поэзии. 
Песенка об Арбате из кинофильма "Покровские ворота".
Слушаем и поём (стихи - ниже)

Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,ты — мое призвание.
Ты — и радость моя, и моя беда.Пешеходы твои — люди невеликие,
каблуками стучат — по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат,ты — моя религия,
мостовые твои подо мной лежат.От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат,ты — мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя.

        В 1937 году отца Булата Окуджавы расстреляли после ложного доноса, а мать вскоре отправили в лагеря. Сам он уехал к своим родственникам в Тбилиси, там учился в школе, работал на заводе и писал стихи. 
        «Это было задолго до войны. Я жил у тети в Тбилиси. Мне было двенадцать лет. Как почти все в детстве и отрочестве, я пописывал стихи. Каждое стихотворение казалось мне замечательным. <…> Они очень меня любили и всякий раз, прослушав новое стихотворение, восторженно восклицали: «Гениально!»
       В 1942 году девятиклассник Окуджава полгода штурмовал Тбилисский военкомат, прежде чем его отправили на фронт. 
      
«Впечатление от фронта было очень сильное, потому что я был мальчишкой. И потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни. Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Ну, потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет».
       Одна из самых известных военных его песен - из кинофильма "Белорусский вокзал". Поём!
     
Десятый наш десантный батальон

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей Родиною дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
Припев: Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.
Десятый наш
Десантный батальон.

Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ.
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет, неутомим .
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие брат дела...
Когда-нибудь мы вспомним это
И не поверится самим,
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

        Очень трогательная песня Окуджавы о войне "До свидания, мальчики!", ведь на самом деле школьники, выпускники, целыми классами уходили на фронт. Поём вместе с Валерией Ланской.

 До, свидания, мальчики...

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

     
После войны Булат Окуджава окончил школу, затем — филфак Тбилисского университета. Работал учителем русского языка и литературы в Калужской области и печатал свои стихи в местной газете «ко всем праздникам и временам года». После реабилитации родителей молодой поэт смог вернуться в Москву, в квартиру на Арбате, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете».

    В репертуаре Булата Окуджавы — более 200 песен. И стихи, и музыку автор писал сам. Исполнителем авторской песни и даже основоположником этого жанра Окуджава стал случайно: однажды он в шутку напел свое стихотворение для друзей. Поэт считал, что тексты его композиций важнее музыки: «Для меня авторская песня — это прежде всего стихи. Поющий поэт». 
       Ребята, мы с вами убедимся в этом сами, послушав "Молитву Франсуа Виньона". Какие в ней слова!

Молитва Франсуа Виньона

 Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет:
Мудрому дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег…
И не забудь про меня.
Пока земля еще вертится, —
Господи, твоя власть! —
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть,
Дай передышку щедрому,
Хоть до исхода дня,
Каину дай раскаяние…
И не забудь про меня.
Я знаю: ты все умеешь,
Я верую в мудрость твою,
Как верит солдат убитый,
Что он проживает в раю,
Как верит каждое ухо
Тихим речам твоим,
Как веруем и мы сами,
Не ведая, что творим!
Господи, мой Боже,
Зеленоглазый мой!
Пока земля еще вертится,
И это ей странно самой,
Пока ей еще хватает
Времени и огня,
Дай же ты всем по немногу…
И не забудь про меня.

         Был ли Окуджава верующим человеком? Только Господь, который видит сердце человека, может ответить на этот вопрос. 
        Но вот интересная история рассказана митрополитом Тихоном (Шевкуновым) в книге "Несвятые святые". Наверняка, все вы её читали. Напомню только.
     "Жена Булата Окуджавы, Ольга, приезжала к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. В разговоре с батюшкой она как-то посетовала, что ее знаменитый муж не крещен и даже не хочет креститься — он равнодушен к вере.


Отец Иоанн сказал ей:

— Не печалься, еще крестится. Ты сама его окрестишь.

Ольга была очень удивлена и только спросила:

— Как же я смогу окрестить его?

— А вот так и окрестишь!

— Но как же его назвать? Ведь Булат — имя неправославное.

— А назовешь его, как меня, Иваном! — сказал отец Иоанн и заторопился по своим делам.

И вот спустя много лет Булат Окуджава умирал в Париже. За несколько минут до смерти он сказал жене, что хочет окреститься. Звать священника было уже поздно, но Ольга знала, что в таких случаях умирающего может окрестить любой мирянин. Она лишь спросила мужа: «Как тебя назвать?» Он подумал и ответил: «Иваном». И Ольга сама окрестила его с именем Иоанн.
Только затем, стоя над ним, уже умершим, она вспомнила, что лет пятнадцать назад в Псково-Пе-черском монастыре ей говорил обо всем этом архимандрит Иоанн".


                  Булат Шалвович писал: «Авторская песня — это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души».
      Поём вместе с Севарой.
  
 Виноградная косточка

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
Говорите мне прямо в глаза, чем пред вами слыву,
Царь Небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали,
В черно-белом своем преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я, и умру от любви и печали.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам золотея,
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

     Ребятушки, я сегодня  построила урок без разбора стихотворений, без вопросов.... Не хотелось мне разрушать обаяние поэзии Б.Окуджавы. 
        Очень хотела, чтобы вы почувствовали светлую грусть, слушая Булата Окуджаву. Ощутили  простоту и мудрость этого удивительного человека! Его глубочайшее проникновение в сущность бытия! 

     И завершаем урок песней, которая может стать если не гимном нашего класса, то любимой общей песней. Поём её вместе!


Вы -  мои дорогие друзья. Я вам от души этого желаю!

Пожелание друзьям


Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
ведь это всё любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью -
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём друг другу потакая, -
тем более что жизнь короткая такая.
                   

       Завершается наш урок. Мы говорили о Булате Окуджаве, читали его стихотворения, пели его песни. 
   Творческая работа (выполните одно из заданий на ваше усмотрение)
      А. Напишите в комментариях (или запишите устный ответ, или развёрнутое размышление в тетради) свои впечатления от урока. Понравились ли стихи Окуджавы? созвучны ли они с вами? какое настроение создали? на какие размышления навели?  и др.
    Б. Напишите своё "Пожелание друзьям"
    В. Напишите эссе на одну из тем "На любовь своё сердце настрою", "Зачем на земле этой вечной живу?"

Домашнее задание
   Выучить наизусть стихотворение одного из "шестидесятников": А.Вознесенского, Р. Рождественского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулиной, И.Бродского, В.Высоцкого, Б.Окуджавы и др. Выучить то, которое очень понравилось, запало в душу, вы о нём думаете, поёте (если это песня) и т.д.











5 комментариев:

  1. Мне было очень приятно снова встретиться со знакомыми строками песен и стихотворений Б.Ш. Окуджавы. Произведения "До, свидания, мальчики..." и "Молитва Франсуа Виньона" я прочла в первый раз. "До свидания, мальчики..." показалось мне очень печальным и трогательным. Перед глазами появились идущие на фронт подростки, дети. Хоть и тема здесь совсем не радостная, я всё равно почувствовала надежду и веру в будущее. Не зря мы говорим "до свидания", а не "прощайте".
    Стихотворение "Молитва Франсуа Виньона" очень философское. Каждая строчка заставляет задуматься о её смысле. "Мудрому дай голову", "трусливому коня", "счастливому - денег". Он всё время повторяет "и не забудь про меня". Сначала просит за весь мир и за всех людей, а потом просто напоминает о себе. Произведение будто окутано светлой и тёплой печалью.
    Мне было интересно узнать о жизни поэта, о его взглядах на жизнь. Так же мне доставили удовольствие видео с музыкальным исполнением стихов. Некоторым я подпевала.
    Спасибо за урок, до свидания!
    (Лена Евдокимова)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо тебе большое, Лена! Очень рада, что ты обратила внимание на слово "до свидания" и надежду в стихотворении,и "Молитву..." правильно прочитала. Спасибо, что подпевала! До свидания! Непременно увидимся!

      Удалить
  2. Мне очень понравились стихотворения Булата Окуджава. В них чувствуется доброта к миру, радость, щедрость самого автора. Божетсвенный свет. После прочтения его стихотворений хочется ещё больше творить добро. После работы с материалом который я разбирала в классе мне захотелось прочитать ещё стихотворений Окуджавы. Я обнаружила много новых и интересных произведений "Музыка","Фотографии друзей","Весна' стихотворение которое меня очень зацепило "Из жизни прекрасной, но странной", оно заставляет двигаться дальше, творить , чувствовать себя человеком который способен на больше чем просто просить крошки хлеба или жульничать. Я продолжу читать стихотворения Булата Окуджавы и думаю, что найду ещё много интересных стихов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня. Очень рада, что урок побудил тебя почитать другие стихотворения Булата Шалвовича. А самое главное, что дал тебе импульс к движению вверх, к добру. Слава Богу!

      Удалить
  3. А это комментарий Насти Машкиной.

    Сегодня на уроке я познакомилась с творчеством Б.Ш.Окуджавы. Как оказалось, это поэт шестидесятник. Для меня это было большой неожиданностью, ведь по сравнению с другими поэтами этого времени его торчество оказалось мне ближе. Признаться, мне нравятся далеко не все стихи на военную тематику, но у Булата Шалвовича особоенные произведения. Они пропитаны своей атмосферой. Стихотворение "Десятый наш десантный батальон" имеет патриотичный, непоколебимый, строгий настрой. Песня "До, свидания, мальчики..." кажется мне печальной. В ней описана суровая правда о том, что мальчишки, даже моего возраста, шли на войну. Лично мне трудно такое представить. Песня пропитана тоской матерей, их "девочек". Поэзия Б.Ш. Окуджавы разносторонняя. Он писал и печальные стихи о войне, и, казалось, веселые, но такие глубокие стихотворения, где поднимает важные темы. Примером такого стихотворения является "Пожелание друзьям". Булат Шалвович пишет о том, что следует чаще говорить друзьям, близким, родным добрые слова, комплменты. "Ведь это всё любви счастливые моменты"

    ОтветитьУдалить