вторник, 14 апреля 2020 г.

15 апреля. Урок русского языка в 9а

Тема урока: "Подготовка к итоговой аттестации. Повторение темы "Вводные конструкции. Знаки препинания при вводных словах"

Доброе утро, Катя, Глеб, Лиза, Ваня, Лёня, Никита и Дима!

Ребята, урок начнём с орфографии. 
Задание 1. 
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

(Во)круг од_нокой кузницы было безлюдно и пусто. Пахло от близлежащ..й торной дорог.. горя..й пылью и лебедой. На осевш..й плетневой крыш.. кузницы плотно пр..давле(н,нн)ой дёрном р..сли дикие травы. (В) них копошились воробьи. Они всегда жили под застрехами стар..й кузницы и чирикали так что их гвалт вторил живому звонкому говору молотка и звону нак..вальни.

2. Сегодня повторяем вводные слова и знаки препинания при них.
 Задание 2. Посмотрите учебный ролик.


Задание 3. Прочитайте вслух (2-3 раза) таблицу.

Функция
Вводные конструкции
1.Выражать уверенность или неуверенность
Разумеется, оказывается, конечно, очевидно, правда, бесспорно, несомненно, безусловно, действительно;
Видно, наверное, возможно, вероятно, пожалуй, может быть, должно быть, кажется.
2.Давать эмоциональную окраску
К частью, на наше счастье, к удивлению, к сожалению, к моему великому огорчению, ладно (ещё), хорошо (ещё), спасибо (ещё)
3.Указывать на источник сообщения
По-моему, по-твоему, по мнению (кого-либо), по его словам, по сообщению, говоряь
4.Устанавливать контакт с собеседником
Представьте себе, подумать только, поверите ли, видите ли, понимаете, слушайте, знаешь
5.Оценивать степень обычности ситуации
Как всегда, по обыкновению, как обычно, как водится, как правило, случалось, бывает
6.Обозначить: перечень, противопоставление, вывод, итог, добавления, примеры
Прежде всего, во-первых, во-вторых, наконец; напротив, однако, с одной стороны;  следовательно, таким образом, итак;  кстати, между прочим, правда, впрочем;  например.

Задание 4. Повторите теоретический  материал о постановке запятых при вводных словах. Обратите внимание на пункты 4,5,6.

Знаки препинания при вводных конструкциях


1.     Вв.сл., ………                     Итак, обстановка была непростой.
2.     ……….., вв.сл., ……         Обстановка, кажется, была непростой.
3.     …………….., вв. сл.            Пойдёт дождь, возможно.
Слова  БУДТО, КАК БУДТО, ЕДВА ЛИ, ВРЯД ЛИ, ПОЧТИ, ДАЖЕ, ВЕДЬ, НЕПРЕМЕННО, АВОСЬ, ВСЁ-ТАКИ и др. не являются вводными.
4.     Если два вводных слова встречаются рядом, то между ними ставится запятая. Кстати, по-моему, уже пора обедать.
5.     Вводные слова не отделяются от предшествующих сочинительных союзов, если союз образует с вводной конструкцией единое целое и вводное слово нельзя опустить без нарушения структуры предложения. Мы поедем на машине, а может быть на поезде. И правда, больше мы уже никогда не встречались.
6.     Запятая ставится после союзов перед вводной конструкцией, если союз не включается в вводную конструкцию и служит для соединения членов предложения или его частей.
Он приезжал к нам, но, должно быть, я был в отъезде.
Витька знал, что, к сожалению, верить ей не стоит.
7.     Вводные предложения выделяется запятыми, реже – тире.

Гроза, я думаю, начнётся к вечеру. Вы не знаете законов или – что ещё хуже – сознательно их нарушаете.

!!!!!! Слово ОДНАКО будет вводным слово только в том случае, если оно стоит В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Если слово ОДНАКО стоит в начале, то является противительным союзом.

Задание 5.  Тренировочное упражнение "Проверяю себя" здесь

Задание 6. Проверочная работа. Спишите. Расставьте знаки препинания. Найдите вводные слова и подпишите их.
1. Однако долг  прежде всего  2. К  радости Ермолай не вернулся . 3. Он по словам Федьки вернётся не скоро. 4. По-моему это скандал. 5. Искусство Андрея Рублёва к примеру было по-настоящему открыто и изучено только в советское время . 6. В последнее время появились монументы рядовым так сказать солдатам «вообще». 7. На мой взгляд Есенин первый в русской литературе  с такой искренней любовью пишет о животных. 8. Разумеется во время поисков тебе придётся говорить со многими людьми . 9. Честно признаться я и представить себе не мог, что такое возможно . 10. Следовательно, работать ты будешь один.



Домашнее задание
1. Выучить наизусть правило постановки запятых при вводных словах. Записать видео и прислать к следующему уроку.
2. Выполнить упражнение.
 2.1.Спишите. текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

1. Вот вечере..т летний день. 2. Со..нце уже за моим домом за садом а я лежу в тени глядя в бе..до(н,нн) ое син.. небо как в чьи(то) дивные и родные поля. 3.Плывёт и округляясь медле(н,нн)о меняет оч..ртания та..т в этой синей бездне высокое высокое белое облако.. 4.Вот я за усадьбой в поле. 5.Блещ..т ни..кое солнце а я каже(тся, ться) всё так (же) одинок в мире. 6.Жизнь по моему пустыня. 7.Вокруг меня колосистые ржи овсы а в них затаё(н,нн)ая жизнь перепелов, которые о чём(то) разговар..вают на своём птичьем языке. 8.Сейчас они ещё молчат и всё молчит но только гудит угрюмо жу(ж,жж)жит жуч..к запутавшийся в колосьях.9. Его дело жу(ж,жж)ать. 10.Я разглядываю кто он и куда летит.
   2.2 Подчеркните грамматические основы. В сложных предложениях расставьте цифры частей предложения.
2.3. Определите типы сказуемых в предложениях 5,9.
2.4. Найдите (подчеркните) обособленные определения и обособленные обстоятельства.
2.5. Определите СПП или ССП: №5, №10. В СПП укажите тип придаточного и вид подчинения (если придаточных несколько).

Комментариев нет:

Отправить комментарий