3-й урок. Литература. 9а класс
Тема урока: "Иван Сергеевич Тургенев. "Стихотворения в прозе"
Начнём с небольшой экскурсии. Приглашаю вас посетить вместе со мной дом-музей Ивана Сергеевича в Москве, на Остоженке. Это почти рядом с храмом Христа Спасителя. Удивительно, что позже в этом доме жил будущий святой, митрополит Серафим Чичагов.
Пойдёмте. Не забудьте включить видео.
Давайте вспомним, какие произведения И.С.Тургенева мы изучали. "Муму". (Действие рассказа как раз и происходило в этом самом доме на Остоженке). Конечно же, вы назовёте "Записки охотника". В этом сборнике рассказов писатель показал богатство души, благородство русского крестьянина. Показал народ так, чтобы читатели полюбили его. По мнению, литературоведа М.М.Дунаева, "в красоте души простого мужика отразилась душа русского писателя. Он разглядел "искру Божию" в другом — только
потому, что имел её сам".
Был ли Тургенев верующим человеком? Однозначно трудно сказать. Его называют западником, самым европейским из русских писателей, приводят строки из его писем, от которых идёт мороз по коже: "Я предпочитаю (Богу) Прометея - я предпочитаю сатану, образец бунтаря и индивидуалиста. Пусть я всего лишь атом, но всё-таки я сам себе господин, я хочу истины, а не спасения, я жду его от собственного ума, а не от Благодати". И ещё: "..я не христианин в Вашем смысле, да, пожалуй, и ни в каком". Но только Господь знает сердце человека. Тем более, если мы прочитаем рассказ писателя "Живые мощи", то поймём, что так рассказать о верующем сердце может только верующее сердце. Ну и конечно, подлинный художник слова.
Сегодня же начнём разговор о "Стихотворениях в прозе". Сам автор озаглавил своё собрание "Senilia" (старческое), потому что написано оно в конце жизни. Старый, больной Тургенев доживает свою жизнь во Франции. И в "Стихотворениях в прозе" итог всей жизни, осознание и ощущение приближающегося конца. Писатель словно завершает
давние свои раздумья над многими вопросами.
Задание 1. Прочитайте статью учебника (стр.201-202)
Выпишите в тетрадь основные темы и проблемы, которые поднимает в своих стихотворениях в прозе И.С.Тургенев.
Задание 2. Прочитайте стихотворение в прозе "Враг и друг" (стр.202-203)
Ответьте письменно (кратко) на вопросы:
- Что общего у этого стихотворения с притчей?
- Какова идея произведения?
Задание 3. Прочитайте материал статьи авторов учебника (стр. 204) и размышление одной из учениц об этом стихотворении (взято с сайта "Алые паруса" и приведено ниже). Ответьте письменно (развёрнуто), с какими мыслями вы согласны, чья позиция вам ближе.
"Жизнь человека немыслима без друзей, без тех людей, которые поддержат его в трудную минуту. Но, видимо, так водится, что мир состоит из антагонистов. Если есть друзья, то и враги (пусть не враги, а завистники) тоже присутствуют в жизни каждого из нас.
Уже в названии произведения И.С. Тургенева мы видим, что речь пойдет о двух противоположных сторонах. Обратимся к содержанию стихотворения в прозе.
Узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно решить проблему: ступить на эту доску или дождаться погони и вернуться на вечное поселение в тюрьму. По случайности оказались на берегу лучший друг и худший враг. Врагу было все равно: он просто стоял и смотрел на происходящее, а друг пытался спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног, в результате чего герой гибнет в пучине вод. Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.
Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Враг – он и есть враг, от него не дождешься помощи. Хотя в жизни иногда случается наоборот, когда на выручку приходит именно тот, от которого даже и не предполагаешь получить поддержку. Но у Тургенева это «обыкновенный» враг, он не испытывает сочувствия, отнюдь, скорее любопытство привело его сюда, на берег реки, где разыгрывается драма. Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно. Ведь он же враг.
Но какую помощь оказал «лучший» друг! Вспоминается пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Задумываешься: зачем такое количество, когда лучший друг лишь подтолкнул к гибели. Скажете, что он был прав? Ведь доска-то гнилая! Если думать логически, то она на самом деле не могла выдержать веса человека. Но в том-то и загвоздка! В экстремальных ситуациях у людей как будто открывается второе дыхание, появляются такие возможности, о которых он не подозревал. Пусть это будет из области фантастики. Но у человека была надежда на спасение! Ну и что, что это просто гнилая доска! Возможно, конец был бы такой же, но это выбор узника! Что же делает его лучший друг? Он лишает его последней надежды. Мало того, он и не чувствует себя виноватым в гибели беглеца! Нет, он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше, чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.
Так на чьей же мы стороне: врага или друга? Стоять и смотреть, как гибнет человек – это противоестественно. На стороне друга??? В какой-то степени – да, но только в качестве советчика. А ведь требуется реальная помощь! Тогда – прыгнуть в воду и спасти беглеца, помочь уйти ему от погони. Нельзя опускать руки, надо бороться!"
Классную работу прошу прислать к концу урока, то есть не позже 11.00
Домашнее задание: учебник, стр.204 (стихотворение в прозе "Русский язык", стр. 205 (ответить на вопросы: 1, 2 - устно; 3-5 - письменно).
После просмотра экскурсии по музею И.С. Тургенева ,у меня возник вопрос, почему на полу лежала разбитая рамка с фотографией?
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за вопрос, Лиза!Рада, что ты внимательно смотрела ролик. У Тургенева были непростые отношения с матерью. Он её очень любил, но Варвара Петровна была женщина со сложным характером, крутым нравом. Помнишь, барыню в "Муму"? В ней писатель изобразил свою мать. Тургенев с братом сильно зависели от матери финансово. Вопрос денег стоял остро: одно из обсуждений закончилось сильной ссорой. Варвара Петровна в сердцах бросила портрет сына на пол, и так осколки лежали долго, до следующего приезда барыни в Москву.
ОтветитьУдалить