Тема урока: "Повторение изученного. Грамматическая основа предложения. Типы сказуемого".
Доброе утро, Дима, Никита, Ваня, Лиза, Катя, Лёня и Глеб!
Начнём урок с повторения орфографии.
1. Орфографическая работа.
Прошу вас с пользой поработать над следующим заданием. Это интерактивный диктант портала ГРАМОТА. РУ. Он ЗДЕСЬ.
Когда завершите его, обязательно нажмите на кнопку ПРОВЕРИТЬ (она внизу страницы портала). Сделайте скриншот и пришлите мне. Напоминаю: РАБОТАЕМ НА ДОВЕРИИ. Отметку я ставить не буду: для меня важно увидеть, какие орфограммы и пунктограммы необходимо с вами повторить.
Когда завершите его, обязательно нажмите на кнопку ПРОВЕРИТЬ (она внизу страницы портала). Сделайте скриншот и пришлите мне. Напоминаю: РАБОТАЕМ НА ДОВЕРИИ. Отметку я ставить не буду: для меня важно увидеть, какие орфограммы и пунктограммы необходимо с вами повторить.
После этого обязательно нажмите на каждое красное окошко (а лучше и зелёные тоже) и прочитайте объяснение. Если всё сделаете, как я советую, то приближаетесь к пятёрке.
2. Проверочная работа по домашнему заданию. Проверяем умение правильно выделять подлежащее. Готовимся к заданию 2 ОГЭ.
- Прочитайте предложения. Выпишите подлежащие.
Типы сказуемых
простое
глагольное
сказуемое
|
Составное
|
|
глагольное
|
именное
|
|
Один
компонент -
спрягаемая
форма глагола
|
Два компонента:
Инфинитив+
вспомогательный глагол в спрягаемой форме
|
Два компонента:
Глагол-связка+именная
часть
|
Может
состоять
из двух слов, если
1) глагол в будущем времени
Я буду ждать дома
2) глагол
в повелительном наклонении
(Пусть
все знают
правду.
Да здравствует
Первое
Мая!)
3) глагол в условном наклонении
(Выдержали
бы вы
такое испытание?)
4) фразелогизм
Такая
работа
ломаного
гроша не стоит.
|
Вспомогательный глагол:
1)фазовые
глаголы (начало, продолжение действия, окончание действия): начала,
продолжала, закончила, стал, перестал и другие.
Мы перестали писать письма.
2) глаголы
со значением необходимости, желательности, возможности, повторяемости (требуется,
следует, хотел, собрался, мог, умел, любил, привык)
3) глагол-связка
быть
со словами рад, готов, должен, обязан,
вынужден, нужно, необходимо.
Я рада была Вам помочь.
В настоящем времени связка
быть-нулевая.
Я рада
вам помочь.
|
Глагол-связка
1)Глагол
быть.
День был солнечный.
В настоящем времени связка нулевая. Мы ученики.
2)глаголы
стать, являться, казаться, становиться,
делаться, считаться, называться
Он оказался силачом.
3)
глаголы со значением движения, пребывания прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять, лежать и подобные
Отец вернулся силачом.
Дети росли послушными.
Мама пришла радостная.
Именная часть
1)существительное,
мест.-сущ.
в И.п,
Т.п.
Иван Петрович – врач.
Иван Петрович был врачом.
2)Существительное
в разных падежах: Платье было в горошек.
2) прилагательное,
причастие в полной форме в И.п., Т.п.; в краткой форме и форме сравнения
Она была высокая. Она была
высокой. Она была выше брата.
Она была высока.
3) местоимение, числительное в И.п, Т.п.: Эта книга моя. Наш дом третий от угла.
4)Наречие:
Подарки будут кстати.
5) Нечленимые словосочетания и фразеологизмы:
Капитан был высокого роста. Этот человек себе на уме.
|
Особая
группа
простого
глагольного
сказуемого –
неизменяемые
формы глагола –
инфинитив
и усечённые
глаголы
(кувырк,
прыг, скок и др.)
|
Тренировочные упражнения
Выпишите только сказуемые, определите их тип (ПГС, СГС, СИС).
1.Во всех звуках есть что-то вечернее. 2. Старуха бросилась бы за сыном, но было поздно. 3.Так она же день-деньской ревмя ревёт. 4. Ещё я долго буду петь . 5. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла. 6. Подруга каждая тут тихо толк подругу. 7.Пускай они оставят Годунова . 8.Он боялся идти к врачам. 9. Приходил лакей звать меня к княгине . 10. Старуха ушла хлопотать об отъезде. 11. Он попросил меня похлопотать об отъезде. 12. Великий национальный поэт умеет заставить и барина, и мужика . 13. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня . 14. В Москве я не буду видеть вас. 15. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле. 16. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать. 17. Последняя дверь была закрыта. 18. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые. 19. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством. 20. С час она лежала неподвижная. 21. Муж и жена люди самые почтенные . 22. Вся рыба – ваша. 23. Воздух чист и свеж. 24. Уступить – позорно. 25. В младших классах гимназии я был очень маленького роста. 26. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.
Домашнее задание
1.Выучить наизусть (твёрдо) таблицу "Типы сказуемых", сделать видео и прислать мне до начала следующего урока русского языка.
2. Упражнение.
- Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы. Определите, чем выражены подлежащие, а также тип сказуемых.
1. Уступить – позорно. 2. П..следняя дверь была закрыта. 3. Алёшка с Алексашкой пр..шли однажды к ужину в..сёлые . 4. К..бинет являе(тся, ться) для Шуры заколдова(н,нн)ым царством. 5. С час она л..жала (не)подвижная . 6. Муж и жена были люди самые почтенные. 7. Вся рыба – ваша . 8. Воздух чист и свеж(ь). 9. В младших классах гимназии я был очень маленьк..го роста . 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей . 11. Как некстати было это во..поминание. 12. А матрос шагал изране(н,нн)ый, усталый. 13. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь. 14. В начале августа жары часто стоят (не)стерпимые. 15. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу. 16. От второй жены у лесника родились две девочки. 17. Вся эта история ок..залась глупым вздором 18. В одно мгновение сани оказались над обрывом (Марков). 19. Дождь (в) течени.. лета ш..л (не)крупный и тёплый. 20. Тёплый дождик сыпле(тся, ться) (в)потьмах .
Комментариев нет:
Отправить комментарий