Не все ли равно, про кого говорить?
Заслуживает того каждый из живущих на
земле.
И. Бунин «Сны Чанга»
1. Подготовка к восприятию рассказа.
- Представьте, что ваша жизнь – некий
корабль, который плывет в какой-то пункт назначения. Изобразите «корабль» и
«пункт назначения».
- Расскажите, что вас ожидает в будущем?
- Каким вы видите назначение
человека?
2. Анализ рассказа
- Главный герой рассказа «Господин из
Сан-Франциско» тоже плывет на корабле.
- Кто он такой?
- С какой целью путешествует?
(Американский миллионер, всю жизнь потративший на погоню за прибылью, на
склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на роскошном пароходе
«Атлантида». Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут
быть куплены за деньги. Вся жизнь господина была распланирована по часам, он не
мог дать себе ни минуты отдыха, пока не достиг той цели, которую поставил перед
собой. Целью же всей жизни его было – достижение власти, власти денег.
Преклоняющийся перед сильными мира сего, он к 58 годам достиг желанной цели.
Господин отправляется в кругосветное путешествие, а именно – наслаждаться
жизнью. Он знал, что деньги создадут ему полный комфорт, будет светить солнце,
юные неаполитанки одарят его щедрой любовью, а бой-китайцы рады будут выполнять
любую его прихоть. Путешествие воплощало желание показать свое могущество и
увидеть, как ничтожен и жалок этот мир перед его денежной мощью).
- Обратите внимание на деталь: он «только
что приступал к жизни, несмотря на свои 58 лет». О чём она говорит? (Жизнь для
него наслаждение и удовольствие).
- Какой его маршрут?
Смотрим на карте!
- Найдите в тексте цели посещений тех или иных мест и
сделайте вывод.
(На юге Италии он будет наслаждаться любовью молоденьких
неаполитанок. В Ницце любоваться карнавалом. В Монте-Карло участвовать в
автомобильных гонках и играть в рулетку. Во Флоренции и Риме слушать церковные
мессы. А потом посетит Афины, Палестину и Египет).
В
тетрадь! Вывод: цель путешествия - наслаждаться плотской жизнью
- Символично ли название корабля? Поясните.
- Сопоставьте корабль и остров.
• Огромный
остров |
•
Громадный отель |
• Могучий,
культурный народ |
• Богатые
люди |
• Изобилие |
роскошь |
•
Наслаждение «избытком» неправедного богатства |
•
Наслаждение |
• Страна
деградировала, сгинула. Символ погибшей цивилизации |
? |
Вывод: Атлантида – это путь в никуда,
катастрофа, предел, тупик.
- Корабль рисуется как некая модель
современного мира. Вы согласны и почему?
- У корабля
есть имя, а у героя нет. Почему?
- В своём рассказе Бунин поднимает
тему социальной несправедливости. Какой приём он использует?
(Бунин использует прием антитезы для изображения
разделения общества. Жизнь на трюме и верхней палубе резко отличается. На трюме
грязно, а на палубе – роскошная жизнь. За своей лживой веселостью они не видят
истинного смысла жизни. Мир таких господ и есть проявление зла для Бунина).
- Поговорим о
пейзаже. Какой он?
- С самого
начала путешествия погода отказалась служить этим людям, собравшимся с одной
целью – наслаждаться плотской жизнью. В день отъезд из Сан-Франциско даже с
утра не было солнца.
- В поисках потерянного солнца
«господин» меняет свои планы и едет на Капри. Но и там солнца не было. Найдите
цитаты.
(... «декабрь
выдался не совсем удачный: портье, когда с ним говорили о погоде, только
виновато поднимал плечи, бормоча, что такого года они и не помнят. Утреннее
солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь
да все гуще и холоднее...»
За бортом
«...океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в
отяжелевших снастях,... в смертной тоске стенала оглушаемая туманом сирена»).
- Почему именно такой пейзаж?
(Природа – мир Божий, корабль-отель (спать и есть) – мир, созданный гордым
умом гордого человека. Солнце не могло
пробиться в мир пошлости и бездуховности.
- Как произошла смерть героя? Почему
Бунин не жалеет отталкивающих подробностей?
- Какова концовка истории жизни?
- Гроб из-под содовой – тоже символ?
Назовите слова-ассоциации, которые
точно характеризуют жизнь героя?
3. Анализ эпизода (учебник, стр.58-59)
4. Подведение итогов.
- Вернёмся
к вашим рисункам. Хотели бы вы изменить их, внести коррективы? Внести
изменения, дополнения с учетом той работы, которую мы только что проделали.
5. Подготовка к
итоговому сочинению
- Сформулируйте тезис, аргументы к
теме «Всегда
ли путешествия обогащают личность?» на основе рассказа «Господин из
Сан-Франциско».
Комментариев нет:
Отправить комментарий