- проверка
д\з: рассказ уч-ся о писателе;
- просмотр
хроники
https://www.youtube.com/watch?v=2tZIF_kzhT0
2.
Анализ рассказа
- Почему этот
рассказ надо читать медленно? Что можно увидеть в нём, если читать именно так?
(Благодаря любви, пронизывающей каждое слово, можно
увидеть Россию, прекрасную и живую).
- Символично,
что рассказ написан в 1900-м году?
(1900 – разделил время не только на два века, но и
на две эпохи).
- Поговорим о
названии. Название какого произведения оно вам напоминает?
(«Вишнёвый сад»)
- Почему и
Чехов, и Бунин выбирают в качестве опорного образа самые милые для русского
чувства дары русской природы – яблоки и вишни.
(И это не символы, а национальная жизнь, данная нам
в ощущениях).
- В
произведениях Бунина особую роль играют запахи. Почему? Приведите примеры
запахов.
(Запах – одно из сильных ощущений, которое остаётся
в памяти).
- Память.
Бунин часть в своих произведениях прибегает к интонации воспоминания. Бунин –писатель
прошлого? Россия у него ушедшая?
(Нет. Россия живая).
- Есть ли в
рассказе сюжет? Главный герой?
- Может, в
таком случае это не рассказ, а описание?
(Нет, рассказ не сводится к описанию. Его содержание
составляеь осенняя жизнь русской деревни, которая и является главным героем
произведения).
3.
Композиция рассказа. Составление таблицы
- Какова композиция рассказа? (4 части)
Работа над таблицей.
Основная
тема части |
Основные
образы природы |
Изображение
людей |
Образ-
символ |
Возраст
героя |
Каким
настроением проникнута данная часть рассказа |
1.Воспоминания о сборе яблок |
Ранняя погожая осень: "свежее утро",
"сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо,
(август) |
"как лубочная картинка", ярмарка, новые
сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким
золотым "позументом понева" |
Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер
Ада как символ смерти |
подросток |
Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и
как хорошо жить на свете" |
2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны |
Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо
(сентябрь начало) |
Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая,
постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна,
приветлива, угощает славным обедом. |
Образ смертной старухи с могильным камнем |
Молодой человек |
Возникает тема угасания, старения, угасания.
Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить
былое довольство и благополучие деревенской жизни. |
3. Великолепные сцены охоты. |
Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной
ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября) |
Чтение книг, любование стариной журналы |
Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества |
Человек в зрелом возрасте |
Последняя вспышка жизни перед дальнейшем
исчезновением. Усиливается мотив заброшенности. |
4. Время разорения, оскудения, конец былого
величия. |
Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег |
Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню. |
|
Взрослый человек |
Заупокойная молитва |
- Как вы думаете, есть ли в этом произведении
центральный образ? (образ САДА)
- Назовите
ассоциации к слову САД.
(Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой
о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем).
- В рассказе « Антоновские яблоки» сад
предстает живым существом со своим настроением и характером. Докажите это.
(Сад
показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего
лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: «…помню большой, весь
золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат
опавшей листвы и – запах антоновских
яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный , наполнен «
лиловым туманом», как будто срывает тайны природы. Но «прощальный праздник
осени» подошел к концу, и « черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и
покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске». В последней
главе сад- опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни воспоминания
о некогда блистающем саде).
4.
Сопоставьте рассказ и стихотворение «Вечер»
ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
5. Самостоятельная работа
Задания 1, 2 на стр.53
Комментариев нет:
Отправить комментарий