пятница, 24 сентября 2021 г.

Урок литературы в 11 классе И.А.Бунин «Антоновские яблоки»

     1. Жизненный и творческий путь И.А.Бунина

 - проверка д\з: рассказ уч-ся о писателе;

 - просмотр хроники

https://www.youtube.com/watch?v=2tZIF_kzhT0

2. Анализ рассказа

 - Почему этот рассказ надо читать медленно? Что можно увидеть в нём, если читать именно так?

(Благодаря любви, пронизывающей каждое слово, можно увидеть Россию, прекрасную и живую).

 - Символично, что рассказ написан в 1900-м году?

(1900 – разделил время не только на два века, но и на две эпохи).

 - Поговорим о названии. Название какого произведения оно вам напоминает?

(«Вишнёвый сад»)

 - Почему и Чехов, и Бунин выбирают в качестве опорного образа самые милые для русского чувства дары русской природы – яблоки и вишни.

(И это не символы, а национальная жизнь, данная нам в ощущениях).

 - В произведениях Бунина особую роль играют запахи. Почему? Приведите примеры запахов.

(Запах – одно из сильных ощущений, которое остаётся в памяти).

 - Память. Бунин часть в своих произведениях прибегает к интонации воспоминания. Бунин –писатель прошлого? Россия у него ушедшая?

(Нет. Россия живая).

 - Есть ли в рассказе сюжет? Главный герой?

 - Может, в таком случае это не рассказ, а описание?

(Нет, рассказ не сводится к описанию. Его содержание составляеь осенняя жизнь русской деревни, которая и является главным героем произведения).

3. Композиция рассказа. Составление таблицы

- Какова композиция рассказа? (4 части)

Работа над таблицей.

Основная тема части

Основные образы природы

Изображение людей

Образ- символ

Возраст героя

Каким настроением проникнута данная часть рассказа

1.Воспоминания о сборе яблок

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

подросток

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.

Образ смертной старухи с могильным камнем

Молодой человек

Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.

3. Великолепные сцены охоты.

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Человек в зрелом возрасте

Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.

4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

Перемерли старики в Выселках,  деревня напоминает пустыню.

 

Взрослый человек

Заупокойная молитва

 

- Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? (образ САДА)

 - Назовите ассоциации к слову САД.

(Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем).

 - В рассказе « Антоновские яблоки» сад предстает живым существом со своим настроением и характером. Докажите это.

(Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: «…помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей  листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный , наполнен « лиловым туманом», как будто срывает тайны природы. Но «прощальный праздник осени» подошел к концу, и « черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске». В последней главе сад- опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни воспоминания о некогда блистающем саде).

4. Сопоставьте рассказ и стихотворение «Вечер»

ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

5. Самостоятельная работа

Задания 1, 2 на стр.53

Комментариев нет:

Отправить комментарий