воскресенье, 19 сентября 2021 г.

Учимся писать сочинение ЕГЭ по русскому языку. Текст А.П.Чехова "Ты часто жаловался мне"



Сочинение по тексту А.П.Чехова

  (1)Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». (2)На это даже Гёте и Ньютон не жаловались... (3)Тебя отлично понимают... (4)Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других.


(5)Уверяю тебя, что, как брат и близкий тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую. (6)Все твои хорошие качества я знаю как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. (7)Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. (8)По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен. (9)Ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, неехиден, незлопамятен, доверчив. (10)Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. (11)Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на два миллиона.

(12)Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. (13)Недостаток же у тебя только один. (14)В нём и твоя ложная почва, и твоё горе. (15)Это твоя крайняя невоспитанность. (16)Извини, пожалуйста. (17)Дело в том, что жизнь имеет свои условия. (18)Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным.

(19) Воспитанные люди, по моему мнению, такие.

(20) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (21)Живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! (22)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

(23)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (24)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
(25)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

(26)Они чистосердечны и боятся лжи как огня. (27)Не лгут они даже в пустяках.

(28) Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.

(29) Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. (30)Они неболтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. (31)Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

(32)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и стремление помочь. (33)Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (34)Они не говорят: «Меня не понимают!»

(35)Они не суетны. (36)Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

(37)Если они имеют в себе талант, то уважают его. (38)Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.

(39)Таковы воспитанные. (40)Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. (41)Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. (42)Тут дорог каждый час.

(По А. П. Чехову*)
 

                                        Сочинение (учитель Шарко Н.В.)

 

Проблема Кого можно назвать воспитанным человеком? Какие качества и поступки его характеризуют? Ответы на эти вопросы даёт А.П.Чехов, поднимая в своём письме брату проблему определения такого важного понятия, как «воспитанный человек».

Пример 1 Автор, стараясь дать точное определение (связь), раскрывает понятие «воспитанности» с разных сторон, показывая  черты такого человека, каким писатель хочет  видеть своего брата.  Антон Павлович пишет о том, что воспитанные люди уважают других; они мягки, сострадательны, снисходительны, терпеливы. По мнению Чехова, воспитанного человека отличает чистосердечие, так как «ложь оскорбительна для слушателя». Пояснение Данные мысли писателя очень важны для раскрытия поднятой проблемы: человеку с самого детства следует воспитывать в себе положительные внутренние качества, добродетели, чтобы быть интеллигентным человеком и жить в обществе.

Пример 2 Писатель касается  не только душевных, но и внешних проявлений воспитанных людей. Чехов считает, что они не должны суетиться, а вести себя сдержанно, умеренно, не надевать чужую маску, а быть настоящими даже в проявлении эмоций. Пояснение Эти рассуждения классика наглядно демонстрируют, что воспитанному человеку нельзя вести себя притворно, напыщенно, вычурно.

Связь Таким образом, аргументы, приведённые писателем, помогают определить значение словосочетания «воспитанные люди» и понять, что человеку надо в себе выработать, как себя вести, чтобы таковым считаться.

 Позиция автора Позиция автора ясна и понятна: он считает, чтобы быть воспитанным человеком недостаточно образования («прочесть Пиквика или вызубрить монолог из Фауста»). По мнению писателя, для достижения цели необходимо постоянно трудиться, чтобы взрастить в себе положительные душевные качества, скромное поведение, умеренность и искренность в проявлении эмоций и чувств.

Моя позиция Я полностью согласна с мнением Антона Павловича. Воспитанный человек – это не просто тот, кто хорошо начитан, имеет знания в области музыки, архитектуры,  этикета и другом.  Воспитанность намного шире. Она включает, вбирает в себя добродетели (любовь, уважение, сострадание, терпение), а также внешние проявления (естественность в поведении, отсутствие фальши, умеренность в эмоциях). Обоснование моей позиции Действительно, о воспитанности человека можно судить по его поступкам и искреннем, сдержанном поведении. Так, нельзя назвать воспитанным  Рагина (рассказ А.П.Чехова «Палата №6»), потому что доктор без сострадания относится к больным, абсолютно равнодушен к ним, хотя он хорошо образован, любит умные разговоры о справедливости, смысле жизни, тоскует по интеллигентном обществе.                  По-настоящему воспитанным человеком является князь Мышкин из романа Ф.М.Достоевского «Идиот». Именно он выделяется на фоне высшего петербургского общества тем, что умеет слушать и слышать, быть, а не казаться, любить и уважать каждого.

Вывод Таким образом, благодаря А.П.Чехову, мы приходим к выводу, что воспитанность – это целый спектр как  качеств, так и внешних проявлений, над которыми надо трудиться всю жизнь.

 

 Вспомним, какая может быть связь между примерами



И ещё раз понаблюдаем, как связь между примерами отражается в моём сочинении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий