четверг, 16 сентября 2021 г.

Урок литературы в 11 классе. А.П.Чехов "Ионыч"


Проза Чехова на рубеже XIX—XX веков. Причины деградации Старцева. Нравственно-философские идеи рассказа. Художественное мастерство Чехова.

 

I.                Проверка д\з: наизусть отрывок из рассказа «Крыжовник»

II. Анализ рассказа «Ионыч»

 - Вот перед нами история, которая может случиться с каждым (еще одна в ряду печальных чеховских историй о бездарно растраченной жизни).

 - Жил молодой человек, хороший, между прочим, врач, и превратился в ожиревшего «идола». Как? Почему? В чем его главная ошибка? Где искать причину «болезни»? Ведь такая история и сейчас может случиться с каждым. А не хотелось бы пережить вот такое превращение.

Задание 1. Определите  (графически) сюжетные линии этого рассказа

Отметьте на них основные элементы сюжета: завязки, развязки, кульминации…

(«Любовная» линию – отношения Старцева и Екатерины Ивановны: завязка и развязка (первая встреча –последняя встреча), две кульминации – две неудачные попытки объясниться (из-за них этот рассказ однажды назвали «Онегиным» наоборот»).

 

 - «Линия жизни» Ионыча: замена длинных описаний точно отобранными деталями. В частности, с помощью особых деталей «индикаторов» автор показывал те изменения, которые происходят медленно и незаметно для глаза. Найдите такие детали, с помощью которых Чехов отмечает изменения в Ионыче. Расположите их на «линии жизни» героя.

Таких деталей две: основная – нарастающая полнота Ионыча, «вспомогательная» –

его выезд. Обе они связаны с третьей «величиной» – богатством героя. Размечаем линию

«от Старцева – к Ионычу»: герой легко идет из города в Дялиж – у него есть свой выезд, и он думает: «не надо бы полнеть» – он много ест в гостях и в клубе – у него своя тройка, толстый кучер, и сам Ионыч ожирел до потери человеческого образа.

Можно сразу отметить важную деталь: на протяжении рассказа автор нам сообщает о мыслях и чувствах героя, в конце же мы видим Ионыча лишь со стороны, глазами обывателя.

 


От Старцева                                                                                     К Ионычу           

Складывается впечатление, что жир (метафора стяжательства) вытеснил все, что

составляло внутренний мир героя.

 - Соотнесем теперь две линии. Можно ли сказать, что деградация Ионыча, внешне выраженная через его нарастающую полноту, начинается с того момента, когда Котик отвергла его любовь?

– Нет. Ионыч думает о своей полноте, когда только собирается сделать предложение. Следовательно, нельзя считать причиной деградации несчастную любовь.

  - Второй вопрос, касающийся этой линии: а есть ли на ней своя, «автономная» кульминация, помимо объяснений с Котиком? – Да, есть. Это сцена на кладбище, причем ее-то и следует, по-видимому, считать главной кульминацией рассказа: она гораздо напряженней обеих «любовных» сцен, да и места в тексте занимает гораздо больше  - ровно в центре повествования.

 -Зачем нужна эта сцена в рассказе? Ведь на кладбище ничего не происходит. Какой в ней смысл? Обычно все понимают, что на кладбище Ионычу дано было пережить в сжатом (метафорическом, символическом) виде трагедию собственной жизни: он почувствовал, что значит быть погребенным заживо. Этот подтекст угадывается за страстной жаждой любви, как и вся жизненная неудача Старцева – за историей неразделенной любви. Итак, где же он погребен? – видимо, в городе С.

 - Проведем еще одну линию: Ионыч – город С. Как складываются их отношения?

Ионыч                                                                                                город С.

–На первый взгляд может показаться, что никаких отношений нет вовсе. Город живет какой-то своей жизнью, предельно пустой и неинтересной, а Ионыч… работает, поскольку больше ему просто нечего делать. Однако все-таки где-нибудь их существование пересекается?

 – В первую очередь все говорят о семействе Туркиных, но лучше предложить выделить самостоятельную линию: Старцев – Туркины. И найти в тексте упоминание о том, как складывались отношения Старцева с местными обывателями. Такой фрагмент есть, и он очень важен для понимания рассказа, поэтому его стоит прочитать вслух, а потом обратить внимание на одну деталь: Старцев ест, чтобы не разговаривать с обывателями на отвлеченные темы и не слушать их диких рассуждений. Духовный голод здесь буквально подменяется телесным.

 - Все то, что в жизни человека следует заполнять вещами «несъедобными» (вспомним «Крыжовник»), Ионыч заполняет сугубо «съедобным» – или же материальным. И вот всякий иной интерес в жизни, даже любовь, вытесняется пересчитыванием бумажек…

 - Похоже, мы нашли главную причину «болезни» Ионыча, его главную ошибку: он пытался утолить свой духовный (или хотя бы только душевный) голод сугубо материальными вещами.

 - Почему? – Вероятно, потому, что никакой духовной пищи город С. не мог ему предложить.

– А пытался? – Да! Средоточием культурной жизни города является семейство Туркиных (так говорят об этом сами жители), и Старцев вхож в этот дом. Но прежде чем перейти к разговору об этом семействе, закончим работу с «линией города».

Что же на ней отметить? – Вероятно, всего три точки: появление Старцева – его попытку отгородиться от обывательских разговоров – и окончательное поглощение Старцева городом, превращение молодого врача (чужеродного в этом мирке) в «своего» Ионыча.

 - Проведем еще одну линию: Старцев – Туркины. Пожалуй, она самая «богатая» и разработанная в рассказе, и мы уже понимаем почему: ведь именно Туркины предлагают Старцеву суррогат «духовной жизни», именно они осуществляют здесь подмену настоящей культуры некоей пустышкой, неспособной утолить духовный голод.

 - Можно ли доказать, что «культура» Туркиных – это подделка? Попробуйте «разоблачить» таланты каждого из членов этой семьи. Проще всего разоблачить однообразные «выступления» Ивана Петровича и Павы.

 - Чуть сложнее обстоит дело с произведениями Веры Иосифовны. Обратим внимание на прямую авторскую оценку (в романах описывается то, чего никогда не бывает в жизни), сопоставление с «Лучинушкой» и реплику самой писательницы, которая полагает, что печатать произведения можно исключительно ради денег. Игру Котика «разоблачает» сравнение с камнепадом… И особенно надо отметить «съедобную» деталь: гости «участвуют в культурной жизни» и в то же время предвкушают ужин. Мы уже видели, насколько это существенный мотив.

 - Теперь попробуем понять, в чем суть отношений Старцева и Туркиных – если исключить из этих отношений «любовную» линию. – По-видимому, в том, как меняется отношение Ионыча к этому семейству. Вначале он как будто попадает под их обаяние («Недурственно!»), но лишь слегка и ненадолго. Работа для него значит больше. Затем (влюбившись в Котика) Старцев начинает бывать у них часто и внутренне соглашается с тем, чтобы перебраться в город, связать свою жизнь с жизнью Туркиных (хотя при этом сам видит, насколько его трудовая жизнь и их праздная несовместимы). Чего не происходит в это время, так это переоценки «талантов» этого семейства: Старцеву не до того, он влюблен. В конце концов он все же прозревает и жестко и умно определяет для себя степень их бездарности. Однако самого его это уже не спасает от превращения в Ионыча. Материальные интересы вытеснили из его души все иные. В итоге лишь они оказались чем-то «настоящим» и неподдельным – но гибельным.

 - Почему духовная деградация постигла Ионыча, но как будто не задела Туркиных? Они ведь совсем не меняются по ходу дела, и это в рассказе подчеркнуто.  

 - Но Котик все-таки изменилась, прожила свою «сюжетную линию». Что ж, нарисуем и ее и попробуем понять путь этой героини.

Главное, что произошло в ее жизни, это переоценка ценностей. Случилась она, когда

Котик поехала учиться и столкнулась с настоящей культурой и настоящими талантами. Девушка трезво взглянула на «таланты» своего семейства (включая свой собственный) и заодно иначе оценила и доктора Старцева. Можно ли сказать, что теперь она его действительно полюбила? – Вряд ли. Что же она увидела в Старцеве, вернувшись в родной город? – Увидела, по сути, новый «штамп» – земского деятеля, прогрессивного и «идейного» . Живого неповторимого человека она в нем не видела и не любила. То, что молча отверг Ионыч, по сути не было любовью – это очередная подделка, а подделки он уже научился узнавать. Другое дело, что сам себя он тоже сурово осудил: вспомнил про бумажки, и всякое теплое чувство в его сердце погасло. Котик ждала от Старцева, что он сумеет придать ее жизни новый смысл, но к этому времени он уже не видел смысла и в своей собственной жизни. Внешне изменения в Котике передаются несколькими штрихами: исчезает детское наивное выражение, взгляд становится виноватым, игра на рояле становится привычкой. И в конце о Котике сказано, что она «заметно постарела». Да, ее жизнь тоже не удалась.

 - Соотнесем линию Котика с линией Ионыча. Как часто у Чехова, они демонстрируют два внешне противоположных «сценария»: жить в городе С. или уехать в Москву, погрузиться в рутину повседневности или попробовать войти в волшебный мир талантливых людей – причем оба не гарантируют «спасения». Главное сокровище жизни скрывается в чем-то ином – неуловимом, тонком, почти неописуемом.

 - Задумаемся вновь о линии Старцева-Ионыча. Чего же не хватало в его жизни? Высокой цели? – Он лечил людей, и бедных, и богатых. У него благородная, «высокая» профессия, но это его не спасло от внутреннего опустошения. Любви? – Но если бы Котик вышла за него замуж, когда он в первый раз с нею объяснялся, разве это спасло бы его от деградации? – Едва ли. Возможно, даже и ускорило бы ее.

Так чего же не хватало Старцеву? Дает ли автор хоть какой-нибудь ответ? – Очень осторожный: не хватало какой-то человеческой среды, которая бы помогла ему утолить духовный голод.

Литература

О.В.Смирнова. https://slovesnik.org/kopilka/metodicheskie-razrabotki/chisto-po-chelovecheski-materialy-k-urokam.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий