Проза Чехова на рубеже XIX—XX веков. Причины деградации Старцева. Нравственно-философские идеи рассказа. Художественное мастерство Чехова.
I.
Проверка д\з:
наизусть отрывок из рассказа «Крыжовник»
II. Анализ рассказа «Ионыч»
- Вот перед нами история, которая может случиться с каждым (еще одна в ряду печальных чеховских историй о бездарно растраченной жизни).
- Жил молодой человек, хороший, между прочим,
врач, и превратился в ожиревшего «идола». Как? Почему? В чем его главная
ошибка? Где искать причину «болезни»? Ведь такая история и сейчас может
случиться с каждым. А не хотелось бы пережить вот такое превращение.
Задание
1.
Определите (графически) сюжетные линии
этого рассказа
Отметьте на них
основные элементы сюжета: завязки, развязки, кульминации…
(«Любовная» линию –
отношения Старцева и Екатерины Ивановны: завязка и развязка (первая встреча –последняя
встреча), две кульминации – две неудачные попытки объясниться (из-за них этот
рассказ однажды назвали «Онегиным» наоборот»).
- «Линия жизни» Ионыча: замена длинных описаний
точно отобранными деталями. В частности, с помощью особых деталей «индикаторов»
автор показывал те изменения, которые происходят медленно и незаметно для
глаза. Найдите такие детали, с помощью которых Чехов отмечает изменения в Ионыче.
Расположите их на «линии жизни» героя.
Таких деталей две:
основная – нарастающая полнота Ионыча, «вспомогательная» –
его выезд. Обе они
связаны с третьей «величиной» – богатством героя. Размечаем линию
«от Старцева – к
Ионычу»: герой легко идет из города в Дялиж – у него есть свой выезд, и он
думает: «не надо бы полнеть» – он много ест в гостях и в клубе – у него своя
тройка, толстый кучер, и сам Ионыч ожирел до потери человеческого образа.
Можно сразу отметить
важную деталь: на протяжении рассказа автор нам сообщает о мыслях и чувствах
героя, в конце же мы видим Ионыча лишь со стороны, глазами обывателя.
От
Старцева К Ионычу
Складывается
впечатление, что жир (метафора стяжательства) вытеснил все, что
составляло
внутренний мир героя.
- Соотнесем теперь две линии. Можно ли
сказать, что деградация Ионыча, внешне выраженная через его нарастающую
полноту, начинается с того момента, когда Котик отвергла его любовь?
– Нет. Ионыч думает о
своей полноте, когда только собирается сделать предложение. Следовательно,
нельзя считать причиной деградации несчастную любовь.
- Второй
вопрос, касающийся этой линии: а есть ли на ней своя, «автономная» кульминация,
помимо объяснений с Котиком? – Да, есть. Это сцена на кладбище, причем ее-то и
следует, по-видимому, считать главной кульминацией рассказа: она гораздо напряженней
обеих «любовных» сцен, да и места в тексте занимает гораздо больше - ровно в центре повествования.
-Зачем нужна эта сцена в рассказе? Ведь на
кладбище ничего не происходит. Какой в ней смысл? Обычно все понимают, что на
кладбище Ионычу дано было пережить в сжатом (метафорическом, символическом)
виде трагедию собственной жизни: он почувствовал, что значит быть погребенным
заживо. Этот подтекст угадывается за страстной жаждой любви, как и вся
жизненная неудача Старцева – за историей неразделенной любви. Итак, где же он
погребен? – видимо, в городе С.
- Проведем еще одну линию: Ионыч – город С.
Как складываются их отношения?
Ионыч
город С.
–На первый взгляд может
показаться, что никаких отношений нет вовсе. Город живет какой-то своей жизнью,
предельно пустой и неинтересной, а Ионыч… работает, поскольку больше ему просто
нечего делать. Однако все-таки где-нибудь их существование пересекается?
– В первую очередь все говорят о семействе
Туркиных, но лучше предложить выделить самостоятельную линию: Старцев –
Туркины. И найти в тексте упоминание о том, как складывались отношения Старцева
с местными обывателями. Такой фрагмент есть, и он очень важен для понимания
рассказа, поэтому его стоит прочитать вслух, а потом обратить внимание на одну
деталь: Старцев ест, чтобы не разговаривать с обывателями на отвлеченные темы и
не слушать их диких рассуждений. Духовный
голод здесь буквально подменяется телесным.
- Все то, что в жизни человека следует
заполнять вещами «несъедобными» (вспомним «Крыжовник»), Ионыч заполняет сугубо
«съедобным» – или же материальным. И вот всякий иной интерес в жизни, даже
любовь, вытесняется пересчитыванием бумажек…
- Похоже, мы нашли главную причину «болезни»
Ионыча, его главную ошибку: он пытался
утолить свой духовный (или хотя бы только душевный) голод сугубо материальными
вещами.
- Почему? – Вероятно, потому, что никакой
духовной пищи город С. не мог ему предложить.
– А пытался? – Да!
Средоточием культурной жизни города является семейство Туркиных (так говорят об
этом сами жители), и Старцев вхож в этот дом. Но прежде чем перейти к разговору
об этом семействе, закончим работу с «линией города».
Что же на ней отметить?
– Вероятно, всего три точки: появление Старцева – его попытку отгородиться от
обывательских разговоров – и окончательное поглощение Старцева городом,
превращение молодого врача (чужеродного в этом мирке) в «своего» Ионыча.
- Проведем еще одну линию: Старцев – Туркины.
Пожалуй, она самая «богатая» и разработанная в рассказе, и мы уже понимаем
почему: ведь именно Туркины предлагают Старцеву суррогат «духовной жизни»,
именно они осуществляют здесь подмену настоящей культуры некоей пустышкой,
неспособной утолить духовный голод.
- Можно ли доказать, что «культура» Туркиных –
это подделка? Попробуйте «разоблачить» таланты каждого из членов этой семьи. Проще
всего разоблачить однообразные «выступления» Ивана Петровича и Павы.
- Чуть сложнее обстоит дело с произведениями
Веры Иосифовны. Обратим внимание на прямую авторскую оценку (в романах
описывается то, чего никогда не бывает в жизни), сопоставление с «Лучинушкой» и
реплику самой писательницы, которая полагает, что печатать произведения можно
исключительно ради денег. Игру Котика «разоблачает» сравнение с камнепадом… И
особенно надо отметить «съедобную» деталь: гости «участвуют в культурной жизни»
и в то же время предвкушают ужин. Мы уже видели, насколько это существенный
мотив.
- Теперь попробуем понять, в чем суть
отношений Старцева и Туркиных – если исключить из этих отношений «любовную»
линию. – По-видимому, в том, как меняется отношение Ионыча к этому семейству.
Вначале он как будто попадает под их обаяние («Недурственно!»), но лишь слегка
и ненадолго. Работа для него значит больше. Затем (влюбившись в Котика) Старцев
начинает бывать у них часто и внутренне соглашается с тем, чтобы перебраться в
город, связать свою жизнь с жизнью Туркиных (хотя при этом сам видит, насколько
его трудовая жизнь и их праздная несовместимы). Чего не происходит в это время,
так это переоценки «талантов» этого семейства: Старцеву не до того, он влюблен.
В конце концов он все же прозревает и жестко и умно определяет для себя степень
их бездарности. Однако самого его это уже не спасает от превращения в Ионыча.
Материальные интересы вытеснили из его души все иные. В итоге лишь они оказались
чем-то «настоящим» и неподдельным – но гибельным.
- Почему духовная деградация постигла Ионыча,
но как будто не задела Туркиных? Они ведь совсем не меняются по ходу дела, и
это в рассказе подчеркнуто.
- Но Котик все-таки изменилась, прожила свою «сюжетную
линию». Что ж, нарисуем и ее и попробуем понять путь этой героини.
Главное, что произошло
в ее жизни, это переоценка ценностей. Случилась она, когда
Котик поехала учиться и
столкнулась с настоящей культурой и настоящими талантами. Девушка трезво
взглянула на «таланты» своего семейства (включая свой собственный) и заодно
иначе оценила и доктора Старцева. Можно ли сказать, что теперь она его действительно
полюбила? – Вряд ли. Что же она увидела в Старцеве, вернувшись в родной город?
– Увидела, по сути, новый «штамп» – земского деятеля, прогрессивного и «идейного»
. Живого неповторимого человека она в нем не видела и не любила. То, что молча
отверг Ионыч, по сути не было любовью – это очередная подделка, а подделки он
уже научился узнавать. Другое дело, что сам себя он тоже сурово осудил:
вспомнил про бумажки, и всякое теплое чувство в его сердце погасло. Котик ждала
от Старцева, что он сумеет придать ее жизни новый смысл, но к этому времени он
уже не видел смысла и в своей собственной жизни. Внешне изменения в Котике
передаются несколькими штрихами: исчезает детское наивное выражение, взгляд
становится виноватым, игра на рояле становится привычкой. И в конце о Котике
сказано, что она «заметно постарела». Да, ее жизнь тоже не удалась.
- Соотнесем линию Котика с линией Ионыча. Как
часто у Чехова, они демонстрируют два внешне противоположных «сценария»: жить в
городе С. или уехать в Москву, погрузиться в рутину повседневности или
попробовать войти в волшебный мир талантливых людей – причем оба не гарантируют
«спасения». Главное сокровище жизни скрывается в чем-то ином – неуловимом,
тонком, почти неописуемом.
- Задумаемся вновь о линии Старцева-Ионыча.
Чего же не хватало в его жизни? Высокой цели? – Он лечил людей, и бедных, и
богатых. У него благородная, «высокая» профессия, но это его не спасло от
внутреннего опустошения. Любви? – Но если бы Котик вышла за него замуж, когда
он в первый раз с нею объяснялся, разве это спасло бы его от деградации? – Едва
ли. Возможно, даже и ускорило бы ее.
Так чего же не хватало
Старцеву? Дает ли автор хоть какой-нибудь ответ? – Очень осторожный: не хватало какой-то человеческой среды, которая бы
помогла ему утолить духовный голод.
Литература
О.В.Смирнова.
https://slovesnik.org/kopilka/metodicheskie-razrabotki/chisto-po-chelovecheski-materialy-k-urokam.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий