среда, 29 сентября 2021 г.

Урок русского языка в 11 классе. Точность речи

                                        

 Цель — сформировать понятие точности речи.

 Виды деятельности: определять лексическое значение слов, наблюдать за употреблением этих слов в речи, предупреждать нарушения точности речи.

1.    Проверка домашнего задания

2.    Целеполагание. Формулирование учениками собственной конечной цели урока путем анализа ключевых понятий

темы урока.

3.    Анализ учебной статьи § 9.

4.    Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов.

Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся, усвоить – освоить, главный – заглавный, дареный – даровой, жизненный – житейский, игорный – игральный – игровой, лирический – лиричный, памятливый – памятный, скрытый – скрытный, типичный – типовой, травянистый – травяной, эффективность – эффектность.

Упражнение 2. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент  (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный - исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Упражнение 3. Выберите нужное слово или словосочетание.

1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.

4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.

6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Упражнение 4. Подберите к словам паронимы.

Глубинный, геройство, гуманный, лакировочный, признание.

Упражнение 5. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы. 5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов. 6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет. 8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников. 9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

Упражнение 6. Составьте словосочетания или предложения со словами-паронимами представить и предоставить.

Упражнение 7. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.

1. В полку царило воинствующее – воинственное настроение.

2. Все реже встречаются грибные – грибковые заболевания высеянных семян и молодых растений.

3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервация – консервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.

4. Многие наши фильмы получили признание – признательность и наших зрителей, и за рубежом.

5. Город встряхнул – стряхнул оцепенение будней.

Упражнение 8. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.

1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.

2. Мы вышли к лесистому озеру.

3. В моей жизни это было самое памятливое событие.

4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.

5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.

6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.

7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

Ответ:

Допущены ошибки в предложениях:

1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые).

2. (Вместо слова лесистому  следовало употребить лесному).

3. (Вместо слова памятливое  следовало употребить памятное).

5. (Вместо слова рискованный  следовало употребить рисковый).

7. (Вместо слова   сборочном следовало употребить сборном).

Упражнение 9. В каком примере лексическое значение слова определено верно?

        1. Дендрарий – сад или парк  в котором с научно-опытными целями выращиваются различные виды деревьев, кустарников.

        2. Вексель – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.

        3. Дебаты – точка зрения, с которой рассматриваются факты, явления, вопросы.

        4. Геральдика – раздел науки, изучающий историю монет, медалей.

                                                                                          Ответ: 1

Упражнение 10. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «словесный, устный»?

1. Эпистолярный.

2. Вербальный.

3. Эпический.

4. Прикладной.

                                                                                    Ответ: 2

III. Тренировочный тест.

1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?

1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.

2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.

3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.

4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?

1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.

2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.

3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.

4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?

1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.

2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.

3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.

4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?

1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.

2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.

3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.

4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?

1) аскетичный

2) скептический

3) хладнокровный

4) апатичный

7. Значение какого слова определено неправильно?

1) ФАСАД – тыловая сторона здания.

2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.

3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих  случаев подобного рода.

4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.

8. Значение какого слова определено неправильно?

1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.

2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.

3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.

4) РАРИТЕТ – редкость.

9. Значение какого слова определено неправильно?

1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.

2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.

3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.

4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.

10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?

1) … расходы по командировке взялось издательство.

2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.

3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.

4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.

Тренировочный тест.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

3

1

2

2

4

1

2

2

1

 

4. Итоговые вопросы. Какие качества речи определяют ее точность? Что нарушает точность речи? Обобщение.

5.    5. Рефлексия (см. приложение).

6.     Домашнее задание. § 42; задание: выписать из словаря 5—7 паронимических пар и составить со словами-паронимами предложения

Комментариев нет:

Отправить комментарий