Логичность речи
Цель — сформировать понятие логичности речи, научить
распознавать логические ошибки, объяснять стилистические приемы намеренного
нарушения логических связей в художественных произведениях.
1. Проверка
д\з
2. Проверочная работа
Установите соответствие
между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с
однородными членами Б) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым В) неправильное построение предложения с
косвенной речью Г) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм Д) ошибка в употреблении имени
числительного |
|
1) Кто бы ни изучал биографию Пушкина,
подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. 2) Поутру обои подруги отправились в
институт, чтобы пересдать экзамен. 3) В одном из старинных домов,
сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели,
композиторы и художники. 4) Организм человека, в котором работают
сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых
питательных веществ. 5) Мы взяли с собой нехитрую еду:
вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные
огурцы. 6) Древнегреческий философ Платон узнал
об Атлантиде от своего деда Крития, который, в свою очередь, прослышал об
этом от «мудреца мудрецов» Солона. 7) Незнакомец спросил у прохожего, «как
мне добраться к вокзалу.» 8) Артём очень любит своего
четвероногого друга, появившегося в его жизни столь загадочным образом, и
позаботится о нём 9) Пьеса Горького «На дне», которая была
написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей». |
Запишите в ответ цифры, расположив их в
порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Задание 8 № 2
Установите соответствие
между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым Г) ошибка в построении сложного
предложения Д) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм |
|
1) На уроке все, кто прочитал учебник,
смог выполнить самостоятельную работу. 2) Вечером мы уже были на туристической
базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка. 3) Я не заметил, что был ли кто-нибудь
ещё так расстроен, как она. 4) Тех, кто в ХVIII столетии высказал
предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали
фантазёрами. 5) Об истории создания Третьяковской
галереи рассказывает Л. Волынский в книге «Лицо времени». 6) Согласно плану операции, мне было
поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. 7) Никто не удивился, что он идёт и стал
копать вместе с рабочими 8) В журнале «Юности» была опубликована
рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов. 9) Благодаря душевности, доброте,
взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в
порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Задание 8 № 3
Установите соответствие
между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с
однородными членами Б) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с
деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с
косвенной речью Д) ошибка в употреблении имени
числительного |
|
1) Плохо выраженная мысль — это леность
не только речевых усилий, а также леность мысли. 2) Дом находился в полутора часах езды,
и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно. 3) Благодаря уникального набора микро- и
макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом
используются в косметологии. 4) Спрятавшись за старый дом,
находившийся на пустыре, всё было видно. 5) Для Пушкина Татьяна, одна из главных
героинь «Евгения Онегина», является идеалом русской женщины и образцом
нравственной чистоты. 6) По утверждению К.И. Чуковского,
главная цель детских писателей заключается в том, чтобы какою угодно ценою
воспитать в ребёнке человечность. 7) Владимир говорил, что «я именно тогда
в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл
архивы деда и начал заниматься их изучением». 8) Пользуясь советами специалистов, я
смог придумать собственное решение проблемы. 9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в
прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в
порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
3. Работа
по теме урока
4. А.
Знакомство с теор. Материалом (см. презентацию)
5. Чтение
материала учебника (стр.88-89)
4. Практическая деятельность. Анализ языкового
материала (упр. 57): объяснение стилистических приемов намеренного нарушения
логических связей в художественных произведениях.
5. Итоговые вопросы. Почему логичность речи является
очень важным коммуникативным качеством? Какие виды логических ошибок вам
известны? С какой целью в художественной речи используется алогизм? Обобщение.
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Задание 6 №1
Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
Холодный снег набился в
морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными
нитями.
Задание 6 №2
Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
Когда канонада утихла и
они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.
Задание 6 № 3
Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
Скрывать истинную правду
было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
Задание 6 № 4
Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
То степь открывалась
далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и
паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.
Задание 6 № 5
Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
Новенький, вероятно,
плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча,
без слов.
Задание 7 № 1
В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
пара ЦАПЕЛЬ
требуются ШОФЕРА
БОЛЕЕ СИЛЬНЬIЙ удар
ЗАГЛОХШИЙ мотор
ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ ВОСЬМЬЮ книгами
Задание 7 № 2
В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками
в ВОСЬМИДЕСЯТИ верстах
голос более ВЫШЕ
ПРЕДУПРЕЖУ тебя
ПОЛОЩУЩИЙ бельё
Задание 7 № 3
В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
пять КАСТРЮЛЬ
шире ПЛЕЧ
свыше ста семидесяти КИЛОМЕТРАХ
НАПОИВ чаем
НАДЕТЬ наушники
Задание 7 № 4
В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
ЛОЖИСЬ в больницу
С ДЕТЬМИ
В ДВУХСТАХ журналах
НАИБОЛЕЕ ТОЧНО
ПОДСКОЛЬЗНУТЬСЯ на льду
Задание 7 № 5
В одном из выделенных
ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и
запишите слово правильно.
дерево ЗАСОХНУЛО
пять КАСТРЮЛЬ
НАПОИВ чаем
банка КОНСЕРВОВ
чистых ПОЛОТЕНЕЦ
Комментариев нет:
Отправить комментарий