воскресенье, 19 сентября 2021 г.

М.Горький. Романтизм писателя. "Старуха Изергиль". Урок в 11-м классе

1.Проверочная работа по произведениям А.П.Чехова («Студент», «Палата №6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой»)

https://literaturuscka.blogspot.com/2021/09/blog-post.html

2.    Жизнь и творчество М.Горького (проверка д\з)

-На какие 3 периода можно разделить жизненный путь М. Горького?

Охарактеризуйте каждый:

 - временнЫе рамки;

 - наиболее важные биографические факты;

 - общественные и политические взгляды;

 - произведения, созданные в этот период.

 

3.    Романтизм Горького

Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

 - Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

(Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми).

В тетрадь!  - Романтизм конца века носит демократический характер, утверждает романтическую личность в героях низших кругов общества. Новаторство Горького выразилось в создании нового литературного типа – БОСЯКА, обладающего гордостью, свободолюбием, содержащем революционный потенциал.

Романтизмом окутано всё произведение. Романтические герои  предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом).

- В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

- Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

- Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

- Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

4.   Композиция рассказа «Старуха Изергиль»

- Из скольких частей состоит рассказ? Какие это части?

 - Как они расположены?

(Две легенды и бытовое повествование; рассказ старухи в центре, а легенды обрамляют).

! Композиция – ТРИПТИХ

5.    Анализ эпизода «Ларра»

        Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)

        Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?

        Почему именно орла? (Орёл  - птица, традиционно в романтизме символ свободы)

        Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?

        В чем суть конфликта людей и Ларры?

        Как вы понимаете слова «Наказание в нём самом»?

        В чем трагедия бессмертия Ларры?   

6.    Анализ легенды о Данко.

     Портретная характеристика, детали и их функции.

     Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?

     Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном  и том же значении употреблен эпитет или нет? 

     Какой библейский сюжет лежит в основе истории Данко?

     Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

- Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. Самостоятельная работа. Сопоставление Ларры и Данко

В результате должно получиться следующее:

 

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость к людям

Презирает людей, относится высокомерно

2. Толпа - герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма, холод)

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Зло, преступление

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям

Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность

7.    Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?

- Было ли в её жизни что-нибудь значительное, из чего мы можем извлечь для себя вывод?

 - В чём неоднозначность авторского отношения к Изергиль?

8.ИС!  -К какому из направлений итогового сочинения можно использовать данный рассказ?

9. Задание 4,5 на стр.43-47

10. Домашнее задание: биография И.Бунина, рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», "Легкое дыхание", "Чистый понедельник".

Комментариев нет:

Отправить комментарий