среда, 9 сентября 2020 г.

9 класс. Гораций "К Мельпомене"


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК. ОДА "К МЕЛЬПОМЕНЕ"

Сегодня знакомимся с одами Горация.
Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. 
Кричите, бедствуйте, – его вам не свалить. 
В. Брюсов

1. Проверка д/з 
(сдать тетради с анализами стихотворения Катулла).

2. Работа по теме урока
 2.1. Знакомство с биографией Горация.
   А. Просмотр ролика




Б.  - Прочитайте краткую справку о нём в учебнике. Что нового узнали о Горации?

В.  - Можно ли утверждать, что Гораций - типичный человек эпохи Античности, так как прошёл путь от сына раба до 1-го поэта страны?
 - Как вы понимаете принцип "аурэ медиократус"? Дайте развёрнутый ответ.

Г. - Поэтическое наследие Горация в отличие от Катулла дошло до нас полностью. Наиболее известное - 30-я ода - ода "К Мельпомене"

2.2. Ода "К Мельпомене"
 - чтение стихотворения
 - словарная работа
- Можно ли, не зная автора, определить, что это произведение античности?
 - словарная работа

Апулия – родина Горация.
Аквилон – бог северного моря; поэтическое наименование сильного северного ветра.
Ауфид – главная река в Апулии.
Давнус – мифический царь северной Апулии.
Эол – бог ветра, повелитель ветров.
Мельпомена – муза трагической поэзии.
 - Какова идея стихотворения? Посмотрите на эпиграф к уроку. Можем ли мы, обратившись к эпиграфу урока, определить основную мысль оды Горация?
 - Каково, по мысли Горация, значение поэзии в жизни человека?
 - Каков смысл названия? 
 - Гораций назвал свою оду "К Мельпомене". В переводах и подражаниях она получила название "Памятник". Почему? Как вы полагаете?


3. Исследовательская работа в группах

Первая группа анализирует “Я знак бессмертия себе воздвигнул…” М.В. Ломоносова, вторая группа – “Памятник” Г.Р. Державина, третья группа – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А.С. Пушкина.
План анализа (единый для всех групп)
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?
3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?
4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

М.В.Ломоносов
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

Г.Р.Державин
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так!— весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
А.С.Пушкин
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Выступление групп
Заполнение таблицы
4. Домашнее задание: "Божественная комедия" Данте

Комментариев нет:

Отправить комментарий