четверг, 10 сентября 2020 г.

9 класс. "Божественная комедия" Данте Алигьери

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
"БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" ДАНТЕ. 1-Й УРОК. (ДАНТЕ, ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПОЛЕ НИКУДЫШНИХ, ВХОД В АД, ЛИМБ)

 И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: "Я".
А.Ахматова


         1. Вступительное слово учителя
 «Божественная комедия» итальянского поэта Данте Алигьери – одно из величайших произведений мировой литературы. Но если в России, по остроумному замечанию известного критика Льва Данилкина, Данте больше знают как защитника мюнхенской «Баварии», то для современной Италии он остается культовой фигурой. Примерно как для нас Пушкин, а точнее – значительно больше, поскольку у нас есть еще Гоголь, Толстой, Достоевский и далее по списку.
В конце 2012 года по итальянскому телевидению прошла рекламная кампания мобильного оператора TIM с образами “Божественной комедии”. Это выглядело, например, так.
      Дискотека в аду, среди танцующих - Данте и Вергилий. У Данте звонит телефон, он говорит: "Это Беатриче!" Вергилий: "Я так и думал". Данте, видимо, отвечая на упрек Беатриче, восклицает: "Где я? Где ты хочешь, чтоб я был? В аду, конечно". Ну и так далее, «пользуйтесь сотовой связью», которая и в аду, и в чистилище работает. 
      Молодежь c удовольствием покупает головные уборы в виде лаврового венка, как у Данте. Осенью 2013 появилась компьютерная игра "Dante Inferno" (Дантовский Ад), затем вышел опус «Inferno» Дэна Брауна. И, конечно, появляется множество современных изданий «Божественной комедии», научных и популярных.
   
     2.    Особенности произведения                                                       
                                                                      И вот вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: "Я".
                                                                          А.Ахматова

          Это ахматовское стихотворение о музе. Действительно, то, что написал Данте, написано не просто человеком. Это от небес.
       Когда Данте появлялся в плаще после написания «Божественной комедии», то люди принюхивались и спрашивали: «Не в этом ли плаще вы были в аду?» Может, от него пахнет серой адской. Настолько он реально написал. Это грандиозный корпус знаний: теологических, естественнонаучных, исторических.
       Комедия посвящена Господу: Отцу, и Сыну, И Святому Духу – она трёхчастна. Написана терциной - это стихотворное произведение из трёхстиший с обязательной схемой рифм aba bcb cdc… На итальянском языке.
       - Почему комедия? Начинается трагично, а заканчивается хорошо. 
 - В каждой части 33 песни: Рай» -33, «Чистилище» - 33, «Ад» - 34.         Почему? Потому что в аду нет гармонии. Всего 100 – полна.
«Земную жизнь пройдя до половины» - 35 лет.

Чтение песни первой (стр.44- 51)

 - Назовите поэтические образы и изобразительные средства, с помощью которых создаётся аллегорический мир «сумрачного леса».

  - Вергилий и Данте входят в жерло ада. У входа поле. Здесь люди, которых не взяли ни в ад,  ни в  рай. Не совершили ни дерзкого, ни дерзновенного. Как овощи. Умудрились прожить так – поле никудышних. Это поэтическая фантазия. Но чрезвычайно яркая. Очень страшно быть никудышним. Нужно быть положительно закрашенным.
Дальше 9 концентрических кругов ада.

Данте попадает в лимб. Существует некое место, где находятся люди, не совершившие никаких грехов особенных - например, некрещеные младенцы. Они не просвещены благодатью Крещения и лицо Христово видеть не могут.
Там же находятся добродетельные язычники. То есть язычники, которые имели живое сердце. Даже, скажем по-еврейски, обрезанное сердце. Сердце, чуждое твердых покровов. Сердце такое впечатлительное, чувствительное к нравственной боли, к обиде, к несправедливости. Люди, имевшие сострадательное, мудрое сердце. И жившие в этом мире не как сыр в масле, утопая в удовольствиях, а именно как гонимые и обиженные. Например, Сократ. Умер мученически, всю жизнь боролся за истину. Что его, в ад, что ли, опускать? Как-то жалко. Давайте в лимб его.
В общем, мы имеем дело с хорошей богословской теорией, которая вполне оправдывается средствами нашего сердца. Возведенная в повышенное достоинство при помощи таких великих произведений, она может греть человеческое сердце.
Есть ли лимб на самом деле? Православные даже об этом не рассуждают. Нету его. Евангелие нам ничего об этом не говорит. Но как литературное явление нам интересно, кто в лимбе, что там и как. Все-таки у нас нет исчерпывающих знаний о загробной жизни. Мы просто их не вместим. Мы сгорим, как свечка. Поэтому мы о чем-то догадываемся, а о чем-то не догадываемся. В лимбе находятся, например, Аристотель, Платон, Плутарх. Платон и Аристотель - это две масштабные фигуры, которые на известной картине средневекового художника гуляют в Академии по саду, и один показывает на небо, а другой - на землю.
Платон говорит Аристотелю: давай займемся небесными предметами. Аристотель говорит: подожди, мы еще с землей не разобрались. Это как Конфуций и Лао-Цзы в китайской философской истории. Конфуций говорит: давайте заниматься только землей. Про небо мы ничего не будем говорить, потому что мы про землю еще ничего не знаем. А другие говорят: нет-нет, надо с небом разобраться, тогда будет на земле все понятно. Обе точки зрения интересные.
И Плутарх - стоит почитать его "Сравнительные жизнеописания". Это очень интересный писатель, который донес до нас яркие портреты, картины жизни великих. Например, у него есть житие Александра Македонского, описание жизни Цицерона. То есть Плутарх для нас важен. Это интересный человек.
А чтобы вы не подумали часом, что мы вас тянем в язычество, хитро и осторожно, то должен вам сказать, что была такая традиция, в том числе и на Руси, изображать добродетельных язычников на росписях в храме. На западной стене в Успенском соборе Московского Кремля изображены протестанты с кружевными воротничками. Магометане, конечно же, иудеи, в характерных своих одежах. И все они стоят слева от Иисуса Христа, и места им нету в Царстве Небесном. В притворах храмов, подобных Успенскому собору Московского Кремля, буквально в дверях притвора. Изображали Платона и Аристотеля.
Называли их христиане до Христа. То есть люди, чувствовавшие, что есть в мире конечная истина. Ведь они бы так настырно не искали ее, если бы не верили, что она есть. Люди, связывавшие истину с таким понятием, как Бог. Причем один Бог, а не много. Они были достаточно отстранены от народного богопочитания и молитв всяким богам, которых было, по понятию язычников, миллионы. Они все-таки склонялись к вере единого Творца неба и земли. И Ему старались посвятить свои помыслы. Они искали истины, правды. Они посвящали свою жизнь не развлечениям, а размышлениям.
И они достойны того, чтобы быть почитаемыми христианами в качестве добродетельных людей, не знавших Божественного Откровения. Они изображались, повторяю, в храмах, в качестве росписей. Их исторические фресковые изображения у нас на Руси тоже есть. Именно в притворных частях.
И эта мысль перекликается с этим лимбом Данте. То есть он не мог пройти мимо, не мог спуститься вниз к злодеям, не отдав некой такой чести и поклона тем, кто любил добродетель, но не был крещен и жил до пришествия в мир Христа Спасителя.

Обо всем этом мы говорим, друзья мои, для того, чтобы вы не были оторваны от мировой культуры и литературы. Оторванность отдельного человека или целого народа от мировой культуры и литературы - это, по сути, некая мягкая форма самоубийства. И для того чтобы нам не исчезнуть с глаз долой с той земли, на которой мы живем, нам необходимо закрепиться на ней постижением корневой системы. В корневой системе лежат в том числе и великие произведения литературы. Например, Сервантес с "Дон Кихотом Ламанчским". Пушкин с "Евгением Онегиным". Данте Алигьери с "Божественной комедией". И нам есть о чем поговорить - это сегодняшней нашей жизни очень касается.

«Наш герой Данте Алигьери уже прошел поле никудышных и лимб. Он видел тех, о ком нельзя говорить и тех, о коих можно говорить, которые не просвещены Евангелием и крещением, но искали истину и разум. Это Плутарх, Аристотель, Платон и другие мудрецы древности. Итак, в воронку, сужающуюся в первый круг ее, собственно ад, погружается Данте и попадает туда, где находятся души, побежденные плотью, по-нашему плотоугодники.

Этот круг ада, верхний круг воронки персонифицируется влюбленной парой, Паоло и Франческой. Есть такие пары в истории человечества и литературы – Ромео и Джульетта, Дафнис и Хлойя, Орфей и Эвридика. Там очень важные вехи в развитии человеческого сознания, в развитии отношений между полами, в развитии отношений между душами, времени и вечностью. 

Домашнее задание:
найти информацию о Паоле и Франческе, прочитать стр.51-63. Объяснить, почему Паоло и Франческа здесь находятся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий