1. Проверка д/з
- В чём главное различие авторской сказки и фольклорной?
Авторская - есть конкретный автор, точное время создания.
Фольклорная - нет конкретного автора, нет точного времени создания.
2. Сказки А.С.Пушкина
- Вам уже знакомы сказки Пушкина. Вам читали их взрослые, вы читали их в начальных классах, смотрели мультфильмы.
Сказки Пушкина - неотъемлемая часть русской культуры. Золотая рыбка, старик, старуха, разбитое корыто, царь Гвидон навсегда вошли в нашу память и воображение.
Почему и для кого Пушкин писал сказки? До 12 лет, когда он поступил учиться в Царскосельский лицей, будущий поэт жил и учился дома. Няня Арина Родиновна рассказывала ему сказки, поверья, предания.Саша Пушкин жил в мире народного слова, народного понимания мира.
Пушкинские сказки берут начало в детстве поэта, поэтому представляют собой сочетание детского и взрослого. Эти его сказки напоминают народные, которые интересны и детям, и взрослым.
- Как вы думаете, что в сказках Пушкина интересно детям? Покажите это на примере одной из сказок.
- А как вы думаете, чем ещё отличаются сказки Пушкина от народных.
- Если бы вам предложили принять участие в съёмках фильма по сказкам Пушкина, кого из пушкинских героев вам интересно было бы сыграть?
3. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Она написана в 1833 году во вторую Болдинскую осень.
- Прочитайте текст учебной статьи (стр.36-37).
- Что объединяет произведения, созданные Пушкиным в 1833 году? (Обращение к фольклору для развития народной темы).
- Что значит "народная жизнь"? (Наша жизнь, жизнь каждого человека).
- Почему "Сказка о мёртвой царевне.." воспринимается как народная? (Пушкин использует традиционные ситуации и мотивы народных сказок: мачеха сживает со света свою падчерицу; гонимая девушка ищет приют, но умирает от дурного подарка; её оживляет верность и любовь жениха).
- В каких народных сказках нам встречаются такие ситуации? ("Морозко", "Огонь, вода и медные трубы")
4. Комментированное чтение сказки.
- Отмечаем черты народной сказки: повторы, постоянные эпитеты.
- Обращаем внимание на то,
1) на причину смерти царицы: радость от встречи с мужем, любовь сильная
2) на авторский голос ("Долго царь был неутешен. Но как быть? и он был грешен) - авторская оценка: царь тоже человек.
3)куда смотрят царицы. (1-я жена 9 месяцев смотрит в окно - ждёт царя; а 2-я - в зеркало. Говорим о разной направленности: на другого и на себя.
4) только с зеркалом 2-я царица была "добродушна, весела". Почему? (Говорит то, что она хочет слышать и тогда, когда она хочет. Т.е ей собеседники не нужны.)
5) на характеристику царевны: "тихомолком", "нраву кроткого".
6) но и с зеркальцем царевна не добродушна, как только оно ей перечит, называет царевну "белее и румянее". Уже не "зекальце", а "мерзкое стекло".
7) причину красоты царевны царица видит в том, что "мать брюхатая сидела и на снег лишь и глядела". Делаем вывод о зависти.
8) "Хоть весь мир, мне ровной нет" - непомерная гордость.
9) на цвета: царевна "белее", а царица "чёрной зависти полна".
- Как вы думаете, как отреагировала царица на слова Чернавки, что царевна связана и скоро её растерзают дикие звери.
10) Елисей, не раздумывая, едет искать невесту, "помолясь УСЕРДНО Богу" (!).
11) когда царевна набрела на терем, пёс залаял и сразу же смолкл, начал играть, ласкаться - почувствовал доброго человека.
- Почему царевна оглядела горницу и решила, что "здесь люди добрые живут"?
12) "под святыми стол дубовый" - иконы в доме
13) как царевна ведёт себя в чужом доме - наводит порядок, молится, топит печь для хозяев.
14) как ведут себя 7 богатырей, придя домой и понимая, что в нём гость: готовы принять любого, помочь, полюбить - гость в дом - Бог в дом.
- Как они "по речи спознали, что царевну принимали"? (Говорим с уч-ся о культуре речи, красоте, богатстве речи, выразительности, точности).
15) как она скромно ведёт себя во время первой встречи (от вина отказалась, съела полпирожка)
Комментариев нет:
Отправить комментарий