воскресенье, 27 сентября 2020 г.

5 класс. А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

 

1. Проверка д/з

 - В чём главное различие авторской сказки и фольклорной?

Авторская - есть конкретный автор, точное время создания.

Фольклорная - нет конкретного автора, нет точного времени создания.

2. Сказки А.С.Пушкина

презентация

 - Вам уже знакомы сказки Пушкина. Вам читали их взрослые, вы читали их в начальных классах, смотрели мультфильмы. 

Сказки Пушкина - неотъемлемая часть русской культуры. Золотая рыбка, старик, старуха, разбитое корыто, царь Гвидон навсегда вошли в нашу память и воображение.

Почему и для кого Пушкин писал сказки? До 12 лет, когда он поступил учиться в Царскосельский лицей, будущий поэт жил и учился дома. Няня Арина Родиновна рассказывала ему сказки, поверья, предания.Саша Пушкин жил в мире народного слова, народного понимания мира. 

Пушкинские сказки берут начало в детстве поэта, поэтому представляют собой сочетание детского и взрослого. Эти его сказки напоминают народные, которые интересны и детям, и взрослым.

 - Как вы думаете, что в сказках Пушкина интересно детям? Покажите это на примере одной из сказок.

 - А как вы думаете, чем ещё отличаются сказки Пушкина от народных.

 - Если бы вам предложили принять участие в съёмках фильма по сказкам Пушкина, кого из пушкинских героев вам интересно было бы сыграть?

3. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Она написана в 1833 году во вторую Болдинскую осень.

 - Прочитайте текст учебной статьи (стр.36-37).

 - Что объединяет произведения, созданные Пушкиным в 1833 году? (Обращение к фольклору для развития народной темы).

 - Что значит "народная жизнь"?  (Наша жизнь, жизнь каждого человека).

 - Почему "Сказка о мёртвой царевне.." воспринимается как народная? (Пушкин использует традиционные ситуации и мотивы народных сказок: мачеха сживает со света свою падчерицу; гонимая девушка ищет приют, но умирает от дурного подарка; её оживляет верность и любовь жениха).

 - В каких народных сказках нам встречаются такие ситуации? ("Морозко", "Огонь, вода и медные трубы")

4. Комментированное чтение сказки.

 - Отмечаем черты народной сказки: повторы, постоянные эпитеты.

 - Обращаем внимание на то, 

1) на причину смерти царицы: радость от встречи с мужем, любовь сильная

2) на авторский голос ("Долго царь был неутешен. Но как быть? и он был грешен) - авторская оценка: царь тоже человек.

3)куда смотрят царицы. (1-я жена 9 месяцев смотрит в окно - ждёт царя; а 2-я - в зеркало. Говорим о разной направленности: на другого и на себя.

4) только с зеркалом 2-я царица была "добродушна, весела". Почему? (Говорит то, что она хочет слышать и тогда, когда она хочет. Т.е ей собеседники не нужны.)

5) на характеристику царевны: "тихомолком", "нраву кроткого".

6) но и с зеркальцем царевна не добродушна, как только оно ей перечит, называет царевну "белее и румянее". Уже не "зекальце", а "мерзкое стекло". 

7) причину красоты царевны царица видит  в том, что "мать брюхатая сидела и на снег лишь и глядела". Делаем вывод о зависти.

8) "Хоть весь мир, мне ровной нет" - непомерная гордость.

9) на цвета: царевна "белее", а царица "чёрной зависти полна".

 - Как вы думаете, как отреагировала царица на слова Чернавки, что царевна связана и скоро её растерзают дикие звери.

10) Елисей, не раздумывая, едет искать невесту, "помолясь УСЕРДНО Богу" (!).

11) когда царевна набрела на терем, пёс залаял и сразу же смолкл, начал играть, ласкаться - почувствовал доброго человека.

 - Почему царевна оглядела горницу и решила, что "здесь люди добрые живут"?

12) "под святыми стол дубовый" - иконы в доме

13) как царевна ведёт себя в чужом доме - наводит порядок, молится, топит печь для хозяев.

14) как ведут себя 7 богатырей, придя домой и понимая, что в нём гость: готовы принять любого, помочь, полюбить - гость в дом - Бог в дом.

 - Как они "по речи спознали, что царевну принимали"? (Говорим с уч-ся о культуре речи, красоте, богатстве речи, выразительности, точности).

 15) как она скромно ведёт себя во время первой встречи (от вина отказалась, съела полпирожка)

Комментариев нет:

Отправить комментарий