понедельник, 21 сентября 2020 г.

9 класс. "Слово о полку Игореве". 3-я часть. Плач Ярославны. Бегство Игоря. Разговор с Донцом. Радость на Руси

 

 - Из каких трёх фрагментов состоит 3-я часть?

 - Кто такая Ярославна? Это её имя? (Ефросиния Ярославна, дочь галицкого князя Ярослава Осмомысла)

 - Прочитаем её плач. один из самых поэтических фрагментов "Слова..."

 - Как вы думаете, почему Ярославна стала символом верной жены?

 - К кому обращается за помощью?

 - Вас это не удивляет?

 - 2-й смысловой фрагмент - побег князя Игоря.

 - Как это происходит?

 - Кто помогает князю?

 - Прокомментируйте фразу "Сам Господь из половецких стран Князю путь указывает к дому".

 - Как Господь помогает?

 - Возвращаясь домой, князь Игорь разговаривает с Донцом. О чём этот разговор?

 - Обратимся к Киев-Печерскому патерику. Об этом свидетельствует «КиевоПечерский патерик»:

«Случилось однажды в монастыре, что осквернился сосуд от падения в него какого-то животного, и поэтому Григорий спустился к Днепру за водой. В то же время случилось там быть князю Ростиславу Всеволодовичу, который хотел идти в Печерский монастырь за молитвой и благословением, так как с братом своим Владимиром отправлялся в поход против половцев. И, увидев старца, слуги князя начали оскорблять его, ругаясь непотребными словами. Монах же, провидя их скорую смерть, стал говорить: «О, чада, в то время как вам следовало быть благочестивыми и призывать всех молиться за вас, вы большее зло творите, что Богу неугодно. Плачьте о своей погибели и кайтесь в своих согрешениях, чтобы получить хотя бы снисхождение в день Страшного суда, ибо вас уже постиг суд: вы все умрете в воде с князем вашим. Князь же, страха Божьего не имея… сказал: «Мне ли, умеющему плавать, предсказываешь смерть от воды? И, разгневавшись, князь повелел связать монаху руки и ноги, повесить на шею камень и бросить в воду, и так Григорий был утоплен. …Ростислав же, не чувствуя вины за грех, от ярости не пошел в монастырь. Не захотел он благословения, и удалилось оно от него; возлюбил проклятие, и пало оно на него. Владимир же пришел в монастырь для молитвы. Когда же они были у Треполя и началось сражение, то побежали князья наши от врагов. И благодаря молитве Владимир переправился через реку, а Ростислав утонул со всеми своими воинами, как предрекал блаженный Григорий. «Каким, сказано, судом судите, таким будете судимы…» 

 - Как заканчивается "Слово..."?

 - когда было написано "Слово"? Он попадает в плен в мае месяце, после второй неудачной битвы для него, и где-то в августе месяце (в конце июля - начале августа месяца) бежит из половецкого плена на Русскую землю.большинство исследователей полагали, логически рассуждая, что "Слово о полку Игореве" было написано вскоре после возвращения Игоря Святославича из половецкого плена - то есть сентябрь-октябрь 1185 года. Казалось бы, это было логично. То есть князь вернулся на Русскую землю, и, соответственно, уже можно было написать или закончить, завершить это произведение. Но если мы внимательно посмотрим на текст "Слова", то уже даже первые точки зрения исследователей, авторов, приверженцев такого раннего написания "Слова о полку Игореве" подвергается сомнению.

 

Почему? Потому что, когда Игорь бежит из плена, за ним следуют Гзак и Кончак. И состоялся разговор этих двух половецких ханов: "Когда сокол летит к гнезду, соколенка опутаем красною девицею". "Когда опутаем соколенка красною девицею, то не будет ни соколенка, ни красной девицы", - замечает Гзак на слова Кончака. Дело все в том, что Игорь Святославич пошел в поход вместе со своим двоюродным братом Буй-тур Всеволодом, своим сыном Владимиром Игоревичем (кстати сказать, ему было всего лишь 14 лет; он уже командовал полком; полк - более 1000 воинов). Так вот, Владимир Игоревич в плену женился на Кончаковне, и спустя два года, то есть в 1187 году, он уже возвращается вместе с женой и ребенком в Русскую землю, в Путивль. Он был Путивльским князем.Значит, "Слово" не могло быть написано ранее 1187 года. Теперь смотрите: во втором абзаце сказано: "Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наполнився ратнаго духа, наведе своя храбрыя полкы на землю Половецькую за землю Руськую." Видите: "Почнем ...повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря". Значит, Игорь жив, когда автор повествует об его походе: "до ныняшнего Игоря", - значит, он действительно еще жив. Вопрос: когда умер Игорь? Дело все в том (мы еще с вами будем об этом говорить), что удивительным образом с родом(??) Святославичем связаны солнечные затмения, а, как вы знаете, в "Слове о полку Игореве" тоже было солнечное затмение. Так вот, Ипатьевская летопись сообщает о том, что Игорь умер после лунного затмения, которое произошло - это уже астрономы доказали - 22 декабря 1200 года. И смерть Игоря указана рядом с этим лунным затмением. Значит, мы можем сказать, что Игорь умер не ранее декабря 1200 года. Стало быть, "Слово о полку Игореве" не может быть написано позже этой даты.

 А он знает, что Игорю "Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу". А "отний злат стол" - это значит "отцовский стол". Игорь, по летописи, возвращается в Путивль, потом - в Новгород-Северский. То есть он возвращается в свои княжества. А отцовский престол - это Черниговское княжество. Значит, если автор говорит, что бог Игорю кажет, то есть указывает путь к отцовскому престолу - в Черниговское княжество, значит, он знает, что Игорь будет когда-то на черниговском престоле. А когда это произошло? После смерти Ярослава Черниговского - в 1198 году. Значит, раньше не может быть написано? Не может. Более того, обращаясь к Всеволоду Большое Гнездо, автор говорит: "Ты бо можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать". Это указ; ну, первое я пока опускаю; второй поход Всеволода Большое Гнездо на Дон состоялся тоже в том же самом 1198 году. Значит, это автор упоминает - это событие, несомненно. Значит, он знает о нем? Несомненно. Значит, видите: уже два события 1198 года.

Был ли он участником этого похода? Да, скорее всего. Потому что есть маленькая фраза: "Что ми шумит", - замечает он; такое лирическое есть отступление, когда половцы окружили двух русских князей. "Что ми звенит, что ми шумит", - он говорит о себе ("Что мне звенит, что мне шумит"). То есть он как бы погружается в те события, которыми он жил последнее время. Я хочу заметить, что Игорь в поход взял с собой 5000 воинов. Ну, приблизительно около этого. Это, в общем-то, большой отряд по тем временам. А в живых осталось 15 человек после этого похода.

 - На следующем уроке мы постараемся разгадать некоторые загадки "Слова..."

Домашнее задание: наизусть плач Ярославны (девочки), вступление (мальчики) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий