среда, 16 сентября 2020 г.

10 класс. Сон Обломова 2-3-й уроки

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В 10-М КЛАССЕ

СОН ОБЛОМОВА 

(2-й-3-й уроки)


1. -На прошлом уроке мы говорили о галерее представителей общества: Волков - Судьбинский - Тарантьев - Алексеев.. Обратили внимание на слова Обломова: "Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человека".-Халат и диван - причина ухода из светского общества или следствие ухода?
 - Дальше идёт ссора Захара и Обломова. Илья Ильич очень сильно обиделся, что слуга сравнил его с "другими".
 - Но неужели Обломову нравится его жизнь? 
В конце 8-й главы находим цитаты, подтверждающие, что Обломов чувствует своё высокое предназначение, которое ему было дано. "Он болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало... Но глубоко завален клад дрянью..."
 - С какой евангельской притчей можем сравнить это размышление Обломова? (Притча о талантах)
Говорим о притче.
 Дальше читаем и видим, как он мучится, потому что всё понимает: " Горько становилось ему от этой тайной исповеди перед самим собой. Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упрёки совсем язвили его, как иглы"
 - И дальше герой задаётся горьким вопросом: "Отчего же я такой?"
 - Как автор отвечает на этот самый главный вопрос.
- Да, "Сном Обломова"

2. Анализ "Сна.." (глава 9)

2.1 
Природа Обломовки
Что отсутствует?
 - море, дремучие леса, скалы, пропасти, дикие звери, бури
Что присутствует?
 - Река, отлогие холмы, невысокое небо, кустарники, летние дожди
Подтверждаем цитатами. 
Обращаем внимание на антитезу: дикое, угрюмое, грандиозное, таинственное, романтическое - мирное, весёлое, скромное, добродушное, прозаическое

Цикл жизни
Утро (Солнце невысоко. В саду прохладные уголки.) - полдень (Солнце стоит неподвижно. Тишина. Как будто всё храпит.) - вечер (Всё смолкло. Река присмирела...стала неподвижной)
 - Что общего? (Тишина. Сон.Неподвижность).
Годовой цикл
Весна - лето-осень - зима
 - В чём особенность времён года в Обломовке? (Правильно, вовремя, невозмутимо, без потрясений).
 - Как автор называет Обломовку?
("Благословенный Богом уголок земли", "чудный край", "мирный уголок", "забытый всеми уголок")
Жизненный уклад
1.Сон ("всепоглощающий", "ничем не победимый", "подобие смерти")
2. Еда (об обеде совещались всем домом)
3. Суеверия (верили всему. Сильна вера в чудесное)
4. Продолжение рода (родины, свадьба, похороны)
5. Нравы (привязанность к одному месту, замкнутость, равнодушие к остальному миру)
6. Смысл жизни (Труд как наказание. Не смущали себя нравственными вопросами. Жизнь как спокойная река)

 - Обломовка -это уходящая Россия? (феодальный мир натурального хозяйства, патриархальность и семейственность, противостояние прогрессу, оторванность от настоящей жизни)

 - Обломовка - это обломок рая?
 - Ностальгия или приговор?

 - Прочитайте фрагмент романа "Евгений Онегин" (стр.29 зад 4). Чем похожа деревня Онегина на Обломовку? Чем отличается?

2.2 Каким предстаёт Илюша в детстве
(просмотр эпизодов фильма "Несколько дней из жизни Обломова" 14.14 - 17.00

(любопытный, мечтательный, весёлый, любящий сказки, мечтательный, резвый)
Вывод: большие задатки от рождения

 Система воспитания:
 - кормление булочками, сливочками
 - "мать подсказывала слова молитвы"
 - "ученье не уйдёт, а здоровье не купишь"
 - "начали осыпать ласками и поцелуями"
учится слегка, не до изнурения
Вывод: любовь, ласка, опека
 - Почему здесь упоминаются Скотинины и Простаковы?

2.3. Письменный ответ на вопрос. Как бы ответили Обломову, почему он такой? Осуждаете героя или оправдываете?

3. Домашнее задание: перечитать главы, связанные со Штольцем.
стр. 32 зад 1 (письменно)

Комментариев нет:

Отправить комментарий