среда, 9 сентября 2020 г.

11 класс. Серебряный век

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начинаем погружение в литературу Серебряного века. Знакомимся с литературными течениями.

1. Подготовка к итоговому сочинению. Сформулируйте тезис и литературные аргументы.

    Может ли человек изменить мир?

2. Русская литература Серебряного века

А. - Какие ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии” (1933). Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого, Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин, Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

Б. Русская поэзия Серебряного века дала много блестящих поэтов. В те далекие времена они часто собирались в одном из самых известных литературно-артистических клубов Петербурга под названием “Бродячая собака”.
Анна Ахматова писала:
Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике – стаканы ледяные,
Над черным кофием голубоватый пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки –
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
Было очень тесно, очень душно, очень шумно. На крошечной, из теса сколоченной эстраде читали стихи, доклады, музицировали, танцевали, устраивали диспуты представители разных течений, обрушивались друг на друга с критикой, доказывая состоятельность лишь своего направления, свою избранность в создании нового искусства.
В клубе “Бродячая собака” гремел рокочущий бас, раскованный, могучий, Владимира Маяковского,  звучал бархатистый, грудной голос Анны Ахматовой; читал свои таинственные, мистические стихи А. Блок; звучал высокий, звонкий, гибкий голос Марины Цветаевой. А среди них – чудесный, как весенний цветок, голос Сергея Есенина.
В. Литературное кафе "Бродячая собака"







 - Я вас приглашаю в литературный салон, чтобы рассказать о себе.

(Группы символистов, акмеистов, футуристов рассказывают о себе, о своих воззрениях на поэзию, представляют свои программы, рассказывают о своих единомышленниках, читают свои стихи).

Г. Составление таблицы

Критерии для сопоставления
символисты
акмеисты
футуристы
1.     Цель творчества
Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове, пророчество
Возвращение поэзии ясности, вещности
Вызов традиции
2.     Отношение к миру
Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты
Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких, вещных знаков
Одержимость идеей разрушения старого мира
3.     Отношение к слову
Понимание слова как многосмысленнного послания, вести, элемента тайнописи
Стремление придать слову определённое, точное значение
Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов
4.     Особенности формы
Господство намёков и иносказаний, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность слона
Конкретная образность, «прекрасная ясность»
Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа

Д. Подведение итогов урока.
Письменный ответ на вопрос: "Серебряный век: ренессанс или упадок?"

Г. Домашнее задание. Подготовка к итоговому сочинению. Написать сочинение "Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?"

Комментариев нет:

Отправить комментарий