УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Загадки
1. Проверка домашнего задания
А. - Какие уставы (правила для учащихся школы) вы составили из пословиц?
- Почему именно в этом порядке расположили?
Б. - Индивидуальное домашнее задание (сообщение о В.И.Дале)
2. Работа по теме урока
- Сегодня продолжим путешествие по стране Фольклора. Из царства пословиц и поговорок отправимся на остров Загадок.
А. Чтение и анализ учебного текста
Прочитайте вдумчиво текст на стр.12-14
- Почему появились загадки?
- Как вы поняли, что такое иносказание.
Запись в тетрадь: ИНОСКАЗАНИЕ - это..
- Почему загадка не исчезнет, пока человек будет мыслить?
Б. Как "сделана" загадка
"Стоит девица в избе,
А коса – на дворе".
Кого надо нам разоблачить?
Девицу с косой.
Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.
Что это за предмет?
Печь.
Как получилась эта загадка?
Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.
Загадки бывают различных типов.
1. Где перечисляются различные признаки:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз.)
2. Краткая характеристика предмета:
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)
(Здесь признак предмета и сравнение.)
3. Сравнение. Отрицательное сравнение.
Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер.)
4. Олицетворение– свойства живого существа переносятся на неживое.
Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).
|
ЗАГАДКА
|
|
А
|
Задача жанра. Весело учить угадывать задуманное,
развивать воображение.
|
Ч
|
|
Ведущий уровень
Картина жизни. Признаки
загаданного предмета.
|
|
Предложение. Основные типы: 1) перечисление
признаков загаданного предмета; 2) открытое и отрицательное сравнение; 3) скрытое
сравнение (метафора).
|
Слово. Слова,
называющие признаки.
|
Звуковой рисунок. Выразительный
повтор звуков.
|
|
|
|
В. Пробуем сочинять загадки
1) Мел. Сочините загадку, используя разные приёмы.
-Чтение и обсуждение работ.
2) звонок
3. Подведение итогов урока
4. Домашнее задание
задание творческое (1,2)
задание "Проверь себя"
Комментариев нет:
Отправить комментарий