Готовимся к итоговому сочинению
I.Знакомимся с направлениями и пытаемся каждое прокомментировать. Читаем вслух, знакомимся с комментарием к ним ФИПИ. Сравниваем: что поняли - что нет и т.д.
1. Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых
исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры,
оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества
и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается
от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.
Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения
художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной
прозы.
Обратите внимание, что можно использовать не только художественную литературу!
2. Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться
к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и
общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения
могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных
конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный
жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе
к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на
предложенную тему.
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире,
о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его
действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования
собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие
вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные
источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу,
публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его
проблемами и противоречиями.
4. Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим
собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности
внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления
нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных
героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах
собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира,
о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно
обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам,
дневникам и публицистике.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных
запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции,
о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения
на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей
и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности
сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели,
ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает
возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
II. Критерии оценивания сочинения (пока даны по прошлому году)Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
1 Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
1 Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по
памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и
(или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на
источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать
объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за
невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не
проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по
критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по
критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по
одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия
(например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной
проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем
нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается
конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать
свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного
материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары,
публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых
жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры
на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации,
написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено
содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе
(аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется
«зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение
на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и
доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают
пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и
различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять
термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые
ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных
случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме
более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных .
Домашнее задание
Подготовить ленту времени (нарисовать, сделать, склеить), на которой отметить самые важные события XX века
Домашнее задание
Подготовить ленту времени (нарисовать, сделать, склеить), на которой отметить самые важные события XX века
Комментариев нет:
Отправить комментарий