среда, 6 октября 2021 г.

Урок литературы в 6 классе. А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение

Вводная беседа.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро», но сначала вспомним основные сведения об авторе и его творчестве.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

– Кому посвящены такие строки Пушкина:

"Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,


И меж пелён оставила свирель. Которую сама заворожила"

– Кто из женщин, кроме няни, прививал любовь к родному языку?

– В каком учебном заведении обучался поэт?

– Как звали жену поэта?

– Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

– Как погиб поэт?

– Где похоронен поэт?

III. Чтение стихотворения "Зимнее утро".

IV. Словарная работа

 - открой… взоры? 

(Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза»).

 - Сомкнуты(закрыты).

 - нега.  В словаре С.И. Ожегова оно толкуется: "Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге". На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон.

 -  Аврора

(латинское имя богини утренней зари)  

  - Звездою севера явись. 

Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.

  -  вечор 

(вчера вечером).

 - мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении "густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее". Слово нынче означает сегодня.

 - лежанка. Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.

 - запречь вместо современного запрячь от глагола запрягать.

 -  «Предадимся бегу» означает помчимся.

VI. Анализ стихотворения "Зимнее утро".

– Определите настроение каждой строфы

1 строфа – восторженность, призыв.

2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя строка – радостное удивление.

3 строфа – восторг, радость, чувство любования картинами природы.

4 строфа – чувство спокойствия, удовлетворения, мечтательность.

5 строфа – предвкушение удовольствия, приятных впечатлений.

 Погружение в текст

 

- Какие чувства передаёт 1 строфа стихотворения? (чувство радости, восхищения красотой природы и молодой девушки)

- С помощью каких выразительных средств поэт добтвается этого настроения? (эпитеты- чудесный, прелестный, обращение- красавица)

- как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии?  (для создания более возвышенного и торжественного настроения)

- Посмотрите на звуковой состав первой строфы.С помощью каких звуков поэт создаёт настроение сияния и радости? ( звонкие согласные «Р», «С»- чудесный, прелестный, звездою севера явись, навстречу северной Авроре…)

 

После анализа каждой строфы читаем её выразительно.

 

2 строфа.

 

-какое настроение присутствует во 2 строфе? (мрачное, печальное, тревожное)

- с помощью как средств автор его передаёт? (олицетворение- вьюга злилась, мгла новилась,,,эпитеты – мрачные тучи, мутное небо.,,сравнения – луна, как бледное пятно)

-как состояние природы влияет на настроения героев? (они взаимосвязаны. Природа пасмурна и «ты печальная сидела»)

 

Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании.

Комментарий учителя: Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой (определение записывается в тетради: антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи).

- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.

 

3 строфа.

 

- Что чувствует герой в 3 строфе? (опять ощущение радости и спокойствия)

- Какими красками нарисована природа ? (голубые небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит, чистые прозрачные оттенки)

- Что передаёт автор с помощью света? (настроение, великолепие зимнего утра)

- С какой целью он использует контрастное описание природы? Пушкин хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.

- Найдите в тексте повтор. И ель… И речка…

Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой (определение записывается в тетради: Анафора (греч.) – повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы).

 

4 строфа.

 

- Найдите эпитеты в этой строфе. (янтарный блеск, весёлый треск)

- Какое настроение они создают? (уют. тепло)

- Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), передаче ощущения домашнего покоя. Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем:

…Веселым треском

Трещит затопленная печь.

- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с].

Комментарий учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией (определение записывается в тетради: Аллитерация (лат.) – повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи).

- что проияходит с героем в этой строфе? ( великолепные картины природы передают своё настроение герою и он хочет отправиться на прогулку в санях)

 

5 строфа.

 

- Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального умиления.

- Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни.

- определите форму глаголов последней строфы? (повелительные)

- Что они передают? (ощущение движения и порыва)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий