Ход урока
I. Организационный
момент.
II. Повторение
Вводная беседа.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро»,
но сначала вспомним основные сведения об авторе и его творчестве.
– Кому посвящены такие строки Пушкина:
"Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,
И меж пелён оставила свирель. Которую сама заворожила"
– Кто из женщин, кроме няни, прививал любовь к родному языку?
– В каком учебном заведении обучался поэт?
– Как звали жену поэта?
– Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?
– Как погиб поэт?
– Где похоронен поэт?
III. Чтение стихотворения
"Зимнее утро".
IV. Словарная работа
- открой… взоры?
(Здесь существительное взоры имеет старое значение
«глаза»).
- Сомкнуты(закрыты).
- нега. В словаре С.И.
Ожегова оно толкуется: "Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в
неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге". На современный
русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон.
- Аврора
(латинское имя богини утренней зари)
- Звездою севера явись.
Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную
женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.
- вечор
(вчера вечером).
- мгла значит сейчас
тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении "густой снег, скрывающий
в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее". Слово нынче означает
сегодня.
- лежанка. Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской
печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.
- запречь вместо
современного запрячь от глагола запрягать.
- «Предадимся бегу» означает помчимся.
VI. Анализ
стихотворения "Зимнее утро".
– Определите настроение каждой строфы
1 строфа – восторженность, призыв.
2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя строка – радостное
удивление.
3 строфа – восторг, радость, чувство любования картинами природы.
4 строфа – чувство спокойствия, удовлетворения, мечтательность.
5 строфа – предвкушение удовольствия, приятных впечатлений.
Погружение в текст
-
Какие чувства передаёт 1 строфа стихотворения? (чувство радости, восхищения
красотой природы и молодой девушки)
- С
помощью каких выразительных средств поэт добтвается этого настроения? (эпитеты-
чудесный, прелестный, обращение- красавица)
- как
вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии? (для создания более возвышенного и
торжественного настроения)
-
Посмотрите на звуковой состав первой строфы.С помощью каких звуков поэт создаёт
настроение сияния и радости? ( звонкие согласные «Р», «С»- чудесный,
прелестный, звездою севера явись, навстречу северной Авроре…)
После
анализа каждой строфы читаем её выразительно.
2
строфа.
-какое
настроение присутствует во 2 строфе? (мрачное, печальное, тревожное)
- с помощью
как средств автор его передаёт? (олицетворение- вьюга злилась, мгла
новилась,,,эпитеты – мрачные тучи, мутное небо.,,сравнения – луна, как бледное
пятно)
-как
состояние природы влияет на настроения героев? (они взаимосвязаны. Природа
пасмурна и «ты печальная сидела»)
Лексика
второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась»,
«мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность
стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании.
Комментарий
учителя: Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой
(определение записывается в тетради: антитеза – противопоставление слов,
образов, эпизодов для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи).
- Если
бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? Да,
исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.
3
строфа.
- Что
чувствует герой в 3 строфе? (опять ощущение радости и спокойствия)
- Какими
красками нарисована природа ? (голубые небеса, блестя на солнце, чернеет,
зеленеет, блестит, чистые прозрачные оттенки)
- Что
передаёт автор с помощью света? (настроение, великолепие зимнего утра)
- С
какой целью он использует контрастное описание природы? Пушкин хочет
подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.
- Найдите
в тексте повтор. И ель… И речка…
Комментарий
учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале
нескольких стихотворных строк, называется анафорой (определение записывается в
тетради: Анафора (греч.) – повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки
или прозаической фразы).
4
строфа.
-
Найдите эпитеты в этой строфе. (янтарный блеск, весёлый треск)
-
Какое настроение они создают? (уют. тепло)
-
Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт
переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения),
передаче ощущения домашнего покоя. Можно ли услышать, что происходит в
доме? Послушаем:
…Веселым
треском
Трещит
затопленная печь.
- Какие
согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки
[т],[р],[с],[щ],[с].
Комментарий
учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией
(определение записывается в тетради: Аллитерация (лат.) – повторение в стихах
или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности
художественной речи).
- что
проияходит с героем в этой строфе? ( великолепные картины природы передают своё
настроение герою и он хочет отправиться на прогулку в санях)
5
строфа.
- Какие
образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью?
Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности,
нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег,
милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального
умиления.
- Куда
стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном
беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется
единство красоты человека, природы, жизни.
-
определите форму глаголов последней строфы? (повелительные)
- Что
они передают? (ощущение движения и порыва)
Комментариев нет:
Отправить комментарий