Урок развития речи. Подробное изложение текста «Пингвинёнок»
2.Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
Отважный пингвинёнок
Однажды
я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли
три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он
смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых
солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в
море.
Наконец
он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький
голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От
страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном
месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это
был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Предварительная
работа.
Ход урока
1.Постановка
задачи урока.
- Сегодня вам предстоит письменно пересказать
текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать
подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.
2.Вступительная
беседа.
-
Что значит подробно пересказать текст? (Подробно
пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно
изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора,
чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)
-
В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о
маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они
живут?
3.Чтение текста.
- Как
лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”,
“Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).
4.Анализ текста.
- О чем говорится в тексте (его тема)?
- Как вы думаете, какую основную задачу
поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать
увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
- Какой из предложенных выше заголовков
отражает основную мысль текста? Докажите.
- От какого лица ведется повествование? Как
начинается повествование? (“Однажды я…”)
- Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький,
голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
- Как вы понимаете выражение голый
пингвиненок?
- Какие слова и выражения использует автор для
описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
- Обратите внимание на то, что все глаголы
употреблены в прошедшем времени.
- При пересказе следите за тем, чтобы не
нарушать последовательности повествования.
- Как автор связывает предложения? (Он,
пингвиненок, ему…)
- Подберите синонимы к слову
пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)
- Как оценивает автор поступок маленького
пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в
холодном зеленом море.)
- Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли
этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.
Маленький пингвиненок от страха закрыл
глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом
малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.
(Это изложение нельзя назвать подробным, так
как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только
та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок).
5. Работа над
планом.
-
Как составляется план текста?
Коллективная
работа: делим на смысловые части, определяем
тему каждой части и даём ей заглавие.
Примерный план
1.
Маленький
пингвиненок.
3.
Прыжок
в море.
4.
“Это
был самый отважный пингвиненок”.
6.Повторное
чтение текста.
7.Написание
изложения.
-
Напоминаю, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).
Слова с неизученными орфограммами:
ПУШИНКИ, ОДНАЖДЫ, ВСКАРАБКАЛСЯ, ОТВАЖНЫЙ, ТРЁХЭТАЖНЫЙ.
- Обратите внимание на постановку двоеточия в
пятом предложении (предложение зачитывается, выделяются в нем две части
основы).
8. Самоконтроль.
После написания работ учениками
предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и
точно изложено, внести необходимые исправления.
9. Итог урока.
10. Домашнее
задание:
стр.135 упр.112
Комментариев нет:
Отправить комментарий