четверг, 21 октября 2021 г.

Урок русского языка в 5 классе. Подробное изложение "Отважный пингвинёнок"

 

Урок развития речи. Подробное изложение текста «Пингвинёнок»

 Цель урока:

 1.Закрепить понятия подробного изложения текста.

2.Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

 

Отважный пингвинёнок

 

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

 

Предварительная работа.

 

 

Ход урока

1.Постановка задачи урока.

 

 - Сегодня вам предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

 

2.Вступительная беседа.

 

- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

 

- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

 

3.Чтение текста.

 

 -  Как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

 

4.Анализ текста.

 

 - О чем говорится в тексте (его тема)?

 

 - Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

 

 - Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

 

 - От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)

 - Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

 

 - Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?

 

 - Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

 

 - Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

 

 - При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

 

 - Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)

 

 - Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)

 

 - Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)

 

 - Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

 

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

 

(Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок).

 

5. Работа над планом.

 

 - Как составляется план текста?

 Коллективная работа: делим  на смысловые части, определяем тему каждой части и даём ей заглавие.

 

Примерный план

 

1.    Маленький пингвиненок.

2.    Страх малыша.

3.    Прыжок в море.

4.    “Это был самый отважный пингвиненок”.

 

6.Повторное чтение текста.

 

7.Написание изложения.

 

 - Напоминаю, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).

Слова с неизученными орфограммами: ПУШИНКИ, ОДНАЖДЫ, ВСКАРАБКАЛСЯ, ОТВАЖНЫЙ, ТРЁХЭТАЖНЫЙ.

  - Обратите внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывается, выделяются в нем две части основы).

 

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

 

9. Итог урока.

 

10. Домашнее задание: стр.135 упр.112

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий