среда, 27 октября 2021 г.

Урок литературы в 10-м классе. Контрольная работа №1 (Гончаров, Тургенев, Островский)

 

Контрольная работа по литературе №1

для 10 класса

(И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, А.Н.Островский)

Часть 1

Запишите пропущенные слова.

1.Этот писатель создал особый тип героини русской литературу, которую называют «…..» девушкой.

2. Колумб Замоскворечья - …..

3. Кто из писателей совершил кругосветное путешествие?

4. ….вырос в Орловской губернии, имении Спасское-Лутовиново.

5. …создал русский репертуар для театра.

6. Кто из писателей учился в Московском университете?

7. Когда … был студентом, во время лекции в аудиторию вошёл А.С.Пушкин. Здесь состоялся разговор о подлинности «Слова о полку Игореве».

8. … - драматург.

9. Чьи произведения были опубликованы в журнале «Современник»?

10. ….большую часть жизни прожил за границей.

Часть 2

Прочитайте фрагмент текста и выполните задания.

Долго пела она, по временам оглядываясь к нему, детски спрашивая: "Довольно? Нет, вот еще это", — и пела опять.

Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг, опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо. И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это — не час, не два, а целые годы...
Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаким настроением.
Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным, летучим намекам и вспышкам спящих сил жизни.
Она кончила долгим певучим аккордом, и голос ее пропал в нем. Она вдруг остановилась, положила руки на колени и, сама растроганная, взволнованная, поглядела на Обломова: что он?
У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее.
Теперь уж она, как он, также невольно взяла его за руку.
— Что с вами? — спросила она. — Какое у вас лицо! Отчего?
Но она знала, отчего у него такое лицо, и внутренне скромно торжествовала, любуясь этим выражением своей силы.
— Посмотрите в зеркало, — продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале, — глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!..
— Нет, я чувствую... не музыку... а... любовь! — тихо сказал Обломов.
Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть. <..>
Он опомнился, взял шляпу и, не оглядываясь, выбежал из комнаты.

(И.А. Гончаров "Обломов")

 

 

 

1.

Назовите жанр, к которому относится данное произведение.

2.

Как зовут героиню, в которую влюблен Обломов? (Назовите имя и фамилию персонажа).

3.

В чём разница характеров героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?

4*. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности: «Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч…»?

 

5*. В каком произведении отечественной классики звучит тема «несостоявшейся любви»? Что сближает с «Обломовым»?

 

Часть 3

Прочитайте фрагмент текста и выполните задания.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.     - Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.                                        

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.                                                                                                                             – Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.                              

 Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.                                                                                                          – Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?                                                                                                 

  – В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.                                                                                                                            – Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?                                                                                                                                 – Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.                                                                                                                         – Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?                                                                                                                                        – Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».                                                                                                         Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.                                                                                                                       – Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?                                                                                      

 – Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.  

(И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

 

1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество        И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».                                                                                                                2. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Евгений Базаров

Б) Николай Кирсанов

В) Павел Кирсанов                                                                                                   

1) получает ранение на дуэли

2) женится на сестре Одинцовой

3) умирает от тяжёлой болезни

4) делает Фенечку законной женой                                                                                                               

 

3.     Как раскрываются характеры героев в данном эпизоде?

4*. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

5*. Какие средства использует И.С. Тургенев для раскрытия характеров?

 

Часть 4

Прочитайте фрагмент текста и выполните задания.

Катерина и Варвара.

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

 Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

(А. Н. Островский «Гроза»)

 

1.Каково ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра пьесы «Гроза»?

2. Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Грозы», сыг­рав­ши­ми определённую роль в судь­бе глав­ной героини, и их по­ло­же­ни­ем в си­сте­ме об­ра­зов пьесы.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

ПОЛОЖЕНИЕ В СИ­СТЕ­МЕ ОБРАЗОВ

A) Борис

Б) Тихон

B) Кулигин

 

1) часовщик-самоучка

2) пле­мян­ник Дикого

3) конторщик

4) муж Ка­те­ри­ны

 

 

3. Какие осо­бен­но­сти внут­рен­не­го мира Ка­те­ри­ны на­хо­дят своё от­ра­же­ние в её рас­ска­зах о себе?

 

4*. Реплики ге­ро­инь со­про­вож­да­ют ав­тор­ские за­ме­ча­ния и по­яс­не­ния (хочет бежать, вздыхая). Как они называются?

 

5*.В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры ав­то­ры при­бе­га­ют к про­ти­во­по­став­ле­нию жен­ских об­ра­зов и в чём этих ге­ро­инь можно со­от­не­сти с Ка­те­ри­ной и Вар­ва­рой из «Грозы»?

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий