Контрольная работа по литературе №1
для 10 класса
(И.А.Гончаров, И.С.Тургенев,
А.Н.Островский)
Часть 1
Запишите
пропущенные слова.
1.Этот писатель создал особый тип героини русской литературу,
которую называют «…..» девушкой.
2. Колумб Замоскворечья - …..
3. Кто из писателей совершил кругосветное путешествие?
4. ….вырос в Орловской губернии, имении Спасское-Лутовиново.
5. …создал русский репертуар для театра.
6. Кто из писателей учился в Московском университете?
7. Когда … был студентом, во время лекции в аудиторию вошёл
А.С.Пушкин. Здесь состоялся разговор о подлинности «Слова о полку Игореве».
8. … - драматург.
9. Чьи произведения были опубликованы в журнале «Современник»?
10. ….большую часть жизни прожил за границей.
Часть 2
Прочитайте
фрагмент текста и выполните задания.
Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице
ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти,
как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг, опять
потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо. И в
Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все
это — не час, не два, а целые годы... (И.А. Гончаров
"Обломов") |
|
|
|
|
|
1. |
Назовите жанр, к которому
относится данное произведение. |
|
2. |
Как зовут героиню, в которую
влюблен Обломов? (Назовите
имя и фамилию персонажа). |
|
3. |
В чём разница характеров героя и героини и как она
определила их дальнейшую судьбу? |
|
4*. Как
называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их
внешности: «Щеки и уши
рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных
молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала
далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч…»?
5*. В каком произведении отечественной классики звучит тема «несостоявшейся
любви»? Что сближает с «Обломовым»?
Часть 3
Прочитайте
фрагмент текста и выполните задания.
– Вот мы и
дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. - Главное, надо теперь поужинать и
отдохнуть.
– Поесть
действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван. –
Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой
видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.
Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый,
худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке
на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю,
отступил к двери и положил руки за спину. – Вот он, Прокофьич, – начал Николай
Петрович, – приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
– В лучшем виде-с, – проговорил старик и
осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать
прикажете? – проговорил он внушительно.
– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте
ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич? – Нет, благодарствуйте, незачем.
Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил
он, снимая с себя свой балахон. –
Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением,
взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою,
удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку? – Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и
направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего
роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые
полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его
коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро;
лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно
выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно
хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди,
изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх,
прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович
вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, –
руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого
одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно
европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть
три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро
пожаловать». Николай
Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий
стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман. – Я уже думал, что вы не
приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь,
подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге
случилось?
– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, –
так, замешкались немного.
(И.С.Тургенев «Отцы
и дети»)
1. Назовите литературное направление, в русле
которого развивалось творчество И.С.
Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях». 2. Установите соответствие между персонажами,
фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции
первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)
Евгений Базаров Б)
Николай Кирсанов В)
Павел Кирсанов |
1)
получает ранение на дуэли 2)
женится на сестре Одинцовой 3)
умирает от тяжёлой болезни 4)
делает Фенечку законной женой
|
3. Как раскрываются характеры героев в данном эпизоде?
4*. Как называется значимая подробность,
являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные
автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?
5*. Какие средства использует И.С. Тургенев для
раскрытия характеров?
Часть 4
Прочитайте
фрагмент текста и выполните задания.
Катерина и Варвара.
Катерина. <...>
Знаешь, мне что в голову пришло?
Варвара. Что?
Катерина. Отчего люди не
летают!
Варвара. Я не понимаю, что
ты говоришь.
Катерина. Я говорю: отчего
люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда
стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и
полетела. Попробовать нешто теперь?
Хочет бежать.
Варвара. Что ты
выдумываешь-то?
Катерина. (вздыхая).
Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Варвара. Ты думаешь, я не
вижу?
Катерина. Такая ли я была! Я
жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла,
наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю.
Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало,
рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все,
все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с
маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да
богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату
золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития
разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть
лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение.
Таково хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то
же самое.
Катерина. Да здесь все как
будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в
рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба
кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все,
бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из
купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака,
и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка,
ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и
молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду
на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня
и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не
надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие
сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые
голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а
как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь
иногда снится, да редко, да и не то.
(А. Н.
Островский «Гроза»)
1.Каково авторское
определение жанра пьесы «Гроза»?
2. Установите соответствие между тремя персонажами «Грозы», сыгравшими
определённую роль в судьбе главной героини, и их положением в системе
образов пьесы.
ПЕРСОНАЖИ |
|
ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ |
A) Борис Б) Тихон B) Кулигин |
|
1) часовщик-самоучка 2) племянник Дикого 3) конторщик 4) муж Катерины |
3. Какие особенности внутреннего мира Катерины
находят своё отражение в её рассказах о себе?
4*. Реплики героинь сопровождают
авторские замечания и пояснения (хочет бежать, вздыхая). Как они
называются?
5*.В каких произведениях русской
литературы авторы прибегают к противопоставлению женских образов
и в чём этих героинь можно соотнести с Катериной и Варварой из
«Грозы»?
Комментариев нет:
Отправить комментарий