Морозка и Мечик.
Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром»
Цель урока: выявить авторское отношение к проблеме интеллигенция и
революция, сопоставив образы Морозки и Мечика.
Ход урока
I. Слово учителя
Для Фадеева как пролетарского
писателя и активного деятеля РАПП очень важно противопоставление героев в
классовом, социально-политическом плане. Противопоставление это всегда
прямолинейно и однозначно.
— В чем особенность этого
противопоставления?
Антитеза — главный прием
романа. Противопоставление происходит на разных уровнях: внешнем («красные» и
«белые») и внутреннем (инстинкт — сознание, добро — зло, любовь — ненависть,
анархия — дисциплина и т. д.). В системе образов также явна антитеза. Это
прежде всего противопоставление двух героев — Мечика и Морозки. Морозка —
рабочий, Мечик — интеллигент. Этим противопоставлением Фадеев по-своему решает
важнейший вопрос: каковы пути народа в революции. Вспомним, как вопрос Бунин,
Горький, Блок. Посмотрим, как отвечает на этот вопрос автор «Разгрома».
II. Сопоставительный анализ
образов Морозки и Мечика
— Каков путь становления
Морозки?
Морозке посвящена первая глава
романа. Тема образа Морозки — трудный, через подъемы и срывы, путь становления
личности. Осознания себя личностью, вероятно, начинается с того момента, когда
человек начинает задаваться вопросами: в чем смысл моего существования? Зачем я
родился? В чем суть жизни? Морозка до того, как попал в отряд, подобных
вопросов себе никогда не задавал. Он был «шахтер во втором поколении». Родился
он «в темном бараке, у шахты № 2, когда
сиплый гудок звал на работу утреннюю смену». Описание этого радостного
события — рождение человека — описано жестко, по-деловому темными красками.
Морозка появился свет по гудку, и дальнейшая его жизнь казалась
запрограммированной: «В двенадцать лет
Морозка научился вставать по гудку, катать вагонетки, говорить ненужные,
большие матерные слова и пить водку». Писатель подчеркивает типичность,
обыкновенность жизни героя: «В этой жизни
Морозка не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными тропами».
Несколько эпизодов даже начинаются одинаково: «Когда пришло время...» Никаких намеков на революционность и не
было. Разве что обращает на себя внимание факт, что Морозка не выдал полицейским
зачинщиков стачки. А в общем-то «он все
делал необдуманно: жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький
муромский огурец...»
— Какое событие заставило
Морозку взглянуть на жизнь по-другому?
Первой вехой осознания себя
стал для героя суд над ним (глава V). Морозка сначала и не понял что его судят:
подумаешь, дыню украл; в поселке «шахтерские» часто воровали арбузы, огурцы —
это было в порядке вещей. Но когда он почувствовал на себе «сотни любопытных
глаз», когда наткнулся на суровые лица товарищей, когда услышал тяжелые слова
Дубова, что он «позорит угольное племя», Морозка дрогнул стал «бледным как
полотно», «сердце падало в нем, словно подбитое». Угроза изгнания его из отряда
оказалась для него неожиданной и страшной: «Да разве б я... сделал такое... Да
я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!..» Дав
«шахтерское» слово, Морозка держал его до конца.
— Что мы узнаем о жизненных
устремлениях Морозки?
Морозка точно знает, зачем он
в отряде. Он свой в революционном потоке, так как, несмотря на все свои выходки
и стихийные срывы, тянулся он всегда к лучшим, к «правильным» людям: «Он всеми силами старался попасть на ту,
казавшуюся ему прямой, ясной и правильной, дорогу, по которой шли такие люди,
как Левинсон, Бакланов, дубов» (глава ХII «Злые» мысли Морозки о том, что
кто-то упорно мешает ему выйти на эту «правильную дорогу», не привели его к
выводу, что «этот враг сидит в нем самом,
ему особенно приятно и горько было думать о том, что он страдает из-за подлости
людей — таких, как Мечик, в первую голову».
— Как развивается образ Мечика
в романе?
Фадеев с самого начала
противопоставляет дебоширу, пьянице и сквернослову Морозке чистенького,
благообразного Мечика. Мечик впервые показан вместе с мечущимися в панике
людьми: «в кургузом городском пиджачишке,
неумело волоча винтовку, бежал, прихрамывая, сухощавый парнишка». Так же
Мечик будет метаться, когда, предав товарищей, будет спасаться от погони (не от
этих ли метаний и его имя?). «Лицо у
парня было бледное, безусое, чистенькое, хотя и вымазанное в крови».
Обратим внимание, что эта кровь случайна, как будто герой и не ранен, а только
испачкал свое «чистенькое» лицо. Фадеев описывает Мечика таким образом, что
сразу становится ясен и его жалкий вид, и отношение автора к нему. Морозка
спасает его, рискуя собственной жизнью. В последней главе Морозка спасает весь
отряд, преданный Мечиком, ценой свой жизни.
— Как проявляется авторское
отношение к Мечику?
Мечику посвящена вторая глава
романа, таким образом в первых двух главах определяется главная антитеза,
намечается конфликт: «Сказать правду, спасенный не понравился Морозке с первого
взгляда» — Морозка здесь проявляет «классовое», интуитивное чутье. «Морозка не любил чистеньких людей. В его
жизненной практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя верить».
Первое впечатление Морозки полностью оправдывается в конце романа. Так автор
через Морозку сразу дает оценку Мечику, подчеркивая ее различными
уничижительными наименованиями: «зануда», «желторотый», «сопливый».
При описании Мечика Фадеев
часто использует слова с уменьшительными суффиксами, которые придают образу
презрительный оттенок: «в кургузом городском пиджачишке», «бодро насвистывал
веселенький городской мотивчик» — постоянно подчеркивается «городское»
происхождение героя. Мечик то и дело краснеет, вздыхает, говорит неуверенно,
«зажмуривается от жути».
— Чем вызван внутренний
конфликт Мечика?
Втянувшийся в мясорубку
гражданской войны, Мечик ужаснулся грязи, насилию несоответствию двух миров —
внутреннего и внешнего. Сначала он «очень смутно представлял себе, что его
ожидает». Попав в отряд, он увидел, что «окружающие
люди нисколько, не походили на созданных его пылким воображением. Эти были
грязнее, вшивей, жестче и непосредственней». Внешние «чистота» и «грязь»
будут противопоставлены внутренним, только поменяются местами. На самом деле
Мечик мечтает о «мире, сне, тишине». Он тянется к доброй, заботливой Варе, и
тут же предает свою былую любовь — «девушку в светлых кудряшках»: когда Варя
случайно наступила на фотографию ногой, «Мечику стыдно было даже попросить,
чтобы карточку подняли», а затем он сам рвет портрет девушки в клочки. Однако и
любовь к Варе у Мечика ненастоящая. Он испытывает к ней «почти сыновнюю
благодарность», мечтает о «розово-тихих облаках», о косах, «золотых, как
полдень», о «хороших словах». Тут же автор прямо говорит, что «все, о чем думал
Мечик, было не настоящее, а такое, каким он хотел бы все видеть».
Столкновения с
действительностью приносят Мечику все новые разочарования в его романтических
представлениях о жизни. Например, в IX главе (эпизод с лошадью) рушатся
«мальчишески-гордые надежды» героя. Вместо доброго коня ему приказали ухаживать
за «слезливой скорбной кобылой, грязно-белого цвета, с продавленной спиной и
мякинным брюхом». Он почувствовал себя униженным и решил, что не будет
ухаживать за кобылой — «пускай подыхает».
— Как в композиции романа
проявляется авторское отношение к Мечику?
Фадеев строит роман так, что
предоставляет Мечику целый ряд возможностей слиться с отрядом, понять
внутреннюю сущность происходящего. Но Мечик так и не увидел «главных пружин
отрядного механизма и не чувствовал необходимости всего, что делается». Мечик
любит прежде всего самого себя, жалеет себя, оправдывает себя.
— Какой эпизод раскрывает
истинную суть Морозки и Мечика?
Самая жестокая проверка
человека — ситуация выбора между жизнью и смертью. В последней главе Фадеев
ставит героев в такую ситуацию, причем одинаковую для обоих. Выбор человека
зависит от того, чем он жил до этого, каков его нравственный стержень. Гибель
Морозки, его подвиг показали, что он настоящий товарищ, что он тот самый «новый
человек», каких должна родить и воспитывать революция. Не задумываясь о себе,
Морозка отдает свою жизнь ради жизни товарищей: «Он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не
подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о
какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об
опасности».
Мечик же, посланный в дозор,
«соскользнул с седла». Это предопределено автором: Мечик «плохо понимал, зачем
его послали вперед, но под чинился»; он даже задремал в седле и «не было ни
конца, ни начала тому сонному, тупому, не связанному с окружающим миром
состоянию, в котором он сам находился». Предательство Мечика подчеркивается его
«унизительными телодвижениями»; он «барахтается на четвереньках», «делает
невероятные прыжки», спасал свою жизнь. И мучается он не столько потому, что
из-за него погибли десятки доверившихся ему людей, сколько потому, что
«несмываемо-грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему
тому хорошему и чистому, что он находил в себе».
— Как через образы Морозки и
Мечика решает автор проблему интеллигенции и революции?
Морозке присущи трезвое,
реальное отношение к действительности, растущая осознанность происходящего,
понимание смысла и цели борьбы. Мечик — переполненный не жизненно-реальными, а
книжными знаниями, человек, не обладавший четким, ясным видением событий и не
осознавший еще своего места в жизни, а главное — не обремененный политическими
и нравственными принципами. Сопоставление Морозки и Мечика демонстрирует, по
мысли Фадеева, превосходство одного и ущербность другого.
III. Заключительное слово
учителя
Главной причиной и
безответственности, и трусости, и слабости «образованного», «чистенького»,
«городского» Мечика Фадеев считает его чрезмерно развитое чувство личности.
Предательство, по Фадееву, — естественный финал, к которому приходит (и не
может не прийти!) интеллигент, не связанный глубинными корнями с народом, с
массами, с пролетариатом и его партией. Однако Фадеев показывает, что и в среде
интеллигентов есть люди, преданные делу революции. Это люди «особой породы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий