среда, 13 мая 2020 г.

14-15 мая. Уроки литературы в 9а

Тема урока: "А.И.Солженицын. "Матрёнин двор"


А.И.Солженицын писал о себе: «Страшно подумать, что б я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили». Он провел в лагерях восемь лет, получил Нобелевскую премию по литературе, первым из советских писателей заговорил о репрессиях советской власти и правдиво рассказал читателям о ГУЛАГе. В СССР произведения Солженицына запрещали, а сейчас они входят в школьную программу.
Христос Воскресе! Добрый день, Глеб, Лиза, Лёня, Катя, Никита, Дима и Ваня!
 Мы впервые встречаемся с этим автором. 
1. Прочитайте биографию писателя (учебник, стр.263-264)
2. Ответьте (устно, запишите аудиоответ) на вопросы 1-3 (под лупой) на стр. 265

Переходим к изучению рассказа "Матрёнин двор". Он находится в электронном учебнике здесь.
Чтобы осмыслить рассказ, отвечайте устно на вопросы. Аудиоответ записывать не надо. Верю, что выполните на совесть.

1. Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Просторная изба…» до слов «…глядя в окошко на улицу» (с. 214—217 электронного учебника). 
Прокомментируйте  местные слова и выражения: угожей, утрафишь, грево, картавь необлупленная, суп картонный, неурядное. 
 - Что значит работать «за палочки трудодней»? 
 - Какие ещё приметы времени есть в этом фрагменте? 
 - Что поражает современного читателя в описании избы? 
 - Почему рассказчик свыкся с неудобствами в доме Матрёны? 
 - Почему в шуршании тараканов «не было лжи»? 
 Озаглавьте (письменно, в тетради) эту часть рассказа.

2. Прочитайте фрагмент рассказа со слов «В ту осень много было у Матрёны обид…» до слов «…она уходила со своими вилами» (с. 217—222). 
Прокомментируйте местные слова: иззаботилась, любота, дуель, летось, сколища и др. 
Прочитайте, как Матрёна добивалась назначения пенсии. 
 - Какие бюрократические порядки характеризуют государственное устройство России тех лет? 
 - Почему жители деревни воровали торф? 
 - Почему Матрёна помогала колхозу, хотя по болезни не была колхозницей? 
Озаглавьте (в тетради) эту часть рассказа.

3. Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Но не колхоз только…» до конца части 1 (с. 222—225). 
Прокомментируйте местные слова: вопрятаешь, тижелью, неуладкой, забудни, из колотной житёнки. 
 - Почему Матрёна не могла вылечить свою «немочь»? 
 - Какие события были для Матрёны «счастьем»? 
 - О каких событиях в жизни России Матрёна и Игнатич узнавали по радио? Озаглавь эту часть рассказа.

4. Дочитайте рассказ до конца.

5. Обсудите в парах ответы на вопросы. Созвонитесь (Лиза - Лёня, Дима - Никита, Ваня - Глеб, Катя - с любым из ребят или со мной)

 - В чём трагизм судьбы Матрёны? 
 - Как её судьба связана с процессами, проходившими в послевоенной России? 
 -  Что стало причиной смерти Матрёны? 
 - Можно ли утверждать, что причиной её гибели стала привязанность к Фаддею и его дочери Кире?  
- Почему частная судьба русской крестьянки связана с перипетиями жестокого ХХ века и с судьбами русских женщин века XIX? 
 - Почему для Солженицына особенно дорог утраченный строй крестьянской речи? 
 -  Что внутренне сближает Матрёну и Игнатича? 
 - Чем рассказ «Матрёнин двор» похож на притчу и чем отличается от неё? 
  - Каким новым наполнением наделил Солженицын само понятие праведник?  - Почему дорога как символ народной судьбы становится в рассказе дорогой железной, неумолимой, разрушающей? 

6. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: в чём заключается нравоучительный смысл рассказа? 

7. Домашнее задание. Напишите сочинение "Образ праведника в рассказе А.И.Солженицына "Матрёнин двор"

Комментариев нет:

Отправить комментарий