Тема урока: "А.И.Солженицын. "Матрёнин двор"
7. Домашнее задание. Напишите сочинение "Образ праведника в рассказе А.И.Солженицына "Матрёнин двор"
А.И.Солженицын писал о себе: «Страшно подумать, что б я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили». Он провел в лагерях восемь лет, получил Нобелевскую премию по литературе, первым из советских писателей заговорил о репрессиях советской власти и правдиво рассказал читателям о ГУЛАГе. В СССР произведения Солженицына запрещали, а сейчас они входят в школьную программу.
Христос Воскресе! Добрый день, Глеб, Лиза, Лёня, Катя, Никита, Дима и Ваня!
Мы впервые встречаемся с этим автором.
1. Прочитайте биографию писателя (учебник, стр.263-264)
2. Ответьте (устно, запишите аудиоответ) на вопросы 1-3 (под лупой) на стр. 265
Переходим к изучению рассказа "Матрёнин двор". Он находится в электронном учебнике здесь.
Чтобы осмыслить рассказ, отвечайте устно на вопросы. Аудиоответ записывать не надо. Верю, что выполните на совесть.
1. Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Просторная изба…» до
слов «…глядя в окошко на улицу» (с. 214—217 электронного учебника).
Прокомментируйте местные слова и
выражения: угожей, утрафишь, грево, картавь необлупленная, суп картонный,
неурядное.
- Что значит работать «за палочки трудодней»?
- Какие ещё приметы
времени есть в этом фрагменте?
- Что поражает современного читателя в описании
избы?
- Почему рассказчик свыкся с неудобствами в доме Матрёны?
- Почему в шуршании
тараканов «не было лжи»?
Озаглавьте (письменно, в тетради) эту часть рассказа.
2. Прочитайте фрагмент рассказа со слов «В ту осень много было у
Матрёны обид…» до слов «…она уходила со своими вилами» (с. 217—222).
Прокомментируйте местные слова: иззаботилась, любота, дуель, летось, сколища и
др.
Прочитайте, как Матрёна добивалась назначения пенсии.
- Какие бюрократические
порядки характеризуют государственное устройство России тех лет?
- Почему жители
деревни воровали торф?
- Почему Матрёна помогала колхозу, хотя по болезни не была
колхозницей?
Озаглавьте (в тетради) эту часть рассказа.
3. Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Но не колхоз только…» до
конца части 1 (с. 222—225).
Прокомментируйте местные слова: вопрятаешь, тижелью,
неуладкой, забудни, из колотной житёнки.
- Почему Матрёна не могла вылечить свою
«немочь»?
- Какие события были для Матрёны «счастьем»?
- О каких событиях в жизни
России Матрёна и Игнатич узнавали по радио? Озаглавь эту часть рассказа.
4. Дочитайте рассказ до конца.
5. Обсудите в парах ответы на вопросы. Созвонитесь (Лиза - Лёня, Дима - Никита, Ваня - Глеб, Катя - с любым из ребят или со мной)
- В чём трагизм судьбы Матрёны?
- Как её судьба связана с процессами,
проходившими в послевоенной России?
- Что стало причиной смерти Матрёны?
- Можно ли утверждать, что причиной её гибели стала привязанность к Фаддею
и его дочери Кире?
- Почему частная судьба русской крестьянки связана с перипетиями жестокого
ХХ века и с судьбами русских женщин века XIX?
- Почему для Солженицына особенно дорог утраченный строй крестьянской
речи?
- Что внутренне сближает Матрёну и Игнатича?
- Чем рассказ «Матрёнин двор» похож на притчу и чем отличается от неё?
- Каким новым
наполнением наделил Солженицын само понятие праведник? - Почему дорога как символ народной судьбы становится в рассказе дорогой
железной, неумолимой, разрушающей?
6. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: в чём заключается нравоучительный смысл рассказа?
Комментариев нет:
Отправить комментарий