вторник, 12 мая 2020 г.

13 мая. Урок русского языка в 9а


Тема урока: "Итоговое повторение. Ъ и Ь знаки. Подготовка к ОГЭ"
Христос Воскресе!
Доброе утро, Лиза, Никита, Глеб, Дима, Лёня, Катя и Ваня!

Начинаем урок с проверочной работы по теме "О-ё после шипящих"

1. Проверочная работа
Вставьте после шипящих пропущенные гласные ё, е, о в следующих парах слов. Обоснуйте выбор гласной буквы. 
Груш..вка – деш..вка, нет княж..н – нет ж..н, бумаж..нка – пш..нка, туш..нка (маленькая туша) – (говяжья) туш..нка, с грач..м – не при ч..м, душ..нка – жж..нка, еж..вый – деш..вый, девч..нка – печ..нка, ш..ры – дириж..ры, под гараж..м – (мы) стриж..м, смеш..н – запряж..н, трещ..тка – щ..тка.

2. Сегодня повторим правила, связанные с написанием Ь и Ъ знаков. 
Обратите внимание, что Ь знак выполняет три функции: обозначает мягкость согласных, пишется после шипящих, указывая на определённую грамматическую форму и является разделительным.
Повторите данную таблицу. Чтобы её было хорошо видно, щёлкните на поле таблицы - она вам откроется отдельно. Составьте по ней связный рассказ.

3. Тренировочное упражнение
Запишите слова в 2 столбика: ь знак для обозначения мягкости и ь знак после шипящих. Объясните графически написание или отсутствие ь.
Брос..те,  вееш.., лещ.., пустош.., кирпич.., (много) разин.., мелоч.., врач.., строиш.., (дом)  застав..те, назнач..те, увлеч..ся,  лиш.., (несколько) таможен.., настеж.., полноч.., бреш.., горюч.., горяч.., фальш.., привлеч.., кумач.., нареж..те, утеш..ся,  таеш.., вещ.., трубач.., (много) задач.., мелоч.., блиндаж..,  волнуеш..ся, (много) нян.., чертёж.., меч.., мяч.., реч.., камыш..,  надееш..ся,  мыш..,  молодёж.., рож.., клич.., дюж.., дич.., (много) туч.., (несколько) тысяч.., заглядываеш..ся, замуж.., невмоч.., познаком..тесь, (надо) познакомит..ся, готов..ся,  до плеч.., ключ.., гремуч.., (мороз) жгуч.., проч.., трескуч.., (несколько) кляч.., хорош.., пригож.., намаж..те, попадёш..ся, еш..те, навзнич.., наотмаш.., взвес..те, эконом..те, вскач.., невтерпеж.. .

4. Подготовка к ОГЭ.
4.1.Прочитайте текст.
 (1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. 
Запишите, как должны звучать верные утверждения под каждым номером.
  

1.кинематограф возник (предложение 1)
  

2.он вырабатывал (предложение 2)
  

3.свидетельствует (предложение 3)
  
  
4.это находит подтверждение (предложение 4)
  

5.сценарий есть (предложение 5)

4.2.Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните графически их постановку. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.
 Болдинская усадьба, расположенная недалеко от (1) Нижнего Новгорода (2), привлекает к себе большое количество поклонников творчества
А.С. Пушкина. Несмотря на то что поэт побывал в родовом поместье всего лишь три раза, село вдохновило его на написание более 50 произведений, среди которых (3) Медный всадник (4), главы (5) Евгения Онегина (6). Недаром исследователи творчества Александра Сергеевича говорили о днях, которые поэт провёл здесь осенью 1830 года: (7) Это чудо болдинской осени (8).

Домашнее задание
1. Орфографический анализ. Укажите номера верных утверждений. 
Запишите, как правильно должны быть записаны все утверждения.
1) С МЯЧОМ – в окончаниях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
 2) ТАЮЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от основы глагола II спряжения, пишется буква Ю.
 3) УХАЖЁР – в корне имени существительного после шипящих под ударением пишется буква Ё.
 4) НЕ ИЗУЧИВ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.
 5) ВПРАВО – написание суффикса -О в наречии определяется наличием приставки В-.
2. Выпишите слова с орфограммой "Ь и Ъ знаки". Вставьте, где необходимо, пропущенные ъ и ь.
Как приятно в ясный декабр..ский или январ..ский ден.. побродит.. по глухому лесу 18. Молча, с сер..ёзным видом, он нав..ючивал на лошадей какие-то тюки сверх..естественной величины. Цыган хотел было кнутом ожеч.. эту девку.  К под..ездам гос..тиниц уже вели мален..ких мышастых осликов. Среди полных столов вот рядком старики-об..едалы. Что же говорил вам Германн, или как биш.. его? Он с новой мысл..ю поглядел на этот земляной холм, под которым тоже лежал какой-нибудь небол..шой народ, перемешав свои кос..ти, потеряв имя и тело, чтобы не привлекат.. бол..ше к себе никаких мучителей. Он даже не знал, почувствуют ли бол..ные здоров..е. Из ближних рощ.., с пашен.. и пастбищ.. – отовсюду доносит..ся радостная птич..я разноголосица. Полукругом изогнулся двух..этажный павил..он сел..ского хозяйства, украшенный деревянной рез..бой. Он уложил Айдым рядом с матер..ю. Овцы прожили вмес..те с пастуш..ими собаками нескол..ко лет.  Дядя обещал при первом случае об..яснит..ся с племянником. И сам ты поднимаеш..ся на всём к зав..юженному радостному небу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий