пятница, 8 мая 2020 г.

8 мая. Урок литературы в 9а классе

Тема урока: "Рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека"

Ребята, мы прочитали рассказ и посмотрели замечательный фильм с Сергеем Бондарчуком в главной роли. Сегодня поговорим о них.
Христос Воскресе, Ваня, Лиза, Лёня, Глеб, Дима, Катя и Никита!
Поздравляю с наступающим Днём Великой Победы!

    В рассказе "Судьба человека" М.А.Шолохов ясно, правдиво воплотил представление о боевом подвиге народа, выразил  преклонение перед мужеством простых людей.  Их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. Русский человек прошел через все ужасы  войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину.

1. Ответьте письменно на вопросы:

  - В каком значении использовано слово "судьба" в названии рассказа?
 - Каков характер Андрея Соколова? Можно ли назвать его сверхчеловеком?
 - У А.Н.Толстого в рассказе "Русский характер" есть такие строки: "Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага". Можно ли их отнести к Андрею Соколову?
 - Какой эпизод книги или фильма тронул ваше сердце больше всего?
 - Почему рассказ назван "Судьба человека". Почему Шолохов не назвал "Судьба Андрея Соколова?"

2. Ниже приведены мнения некоторых исследователей творчества М.А.Шолохова. Познакомьтесь с ними. Согласны ли вы с ними? Обоснуйте (письменно) свою позицию.

  - "Герой поспорил с судьбой, сумел  перекроить жизнь, направив её в нужное русло". (З.Орлова)


 - "Жиз­неописание простого русского труженика Андрея Соколова есть в чистом виде религиозная притча про Иова Многострадального, перенесённая в трагическую русскую быль XX столетия. Страдания и мытарства, его, как сказано у Шоло­хова, "нелюдские муки", многотерпение и стойкость есть выражение веры в благой промысел Господний, хотя внешних признаков того в рассказе мало или они едва намечены. Заметим попутно, что публиковалось это и получило громадный народный отклик в годы хрущёвских гонений на Православие". (С.Семёнов)

 - И ещё одно мнение, с которым, сразу скажу, я не согласна. Но вы, как ученики православной школы, должны знать, что существуют и такие взгляды на рассказ. Вот он:
"Родные его умерли от голода, а он, работая батраком, выжил. Мог ли помочь им? Наверное, мог, но ничего не сделал для их спасения (как и для спасения Крыжнева, впрочем), а Библия учит детей «почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу» (1 Тим 5:4). А потом продал родной дом, в котором родился и вырос.  “Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем” (Притч 11:29).

 А как он отнёсся к своему воронежскому «домишку об двух комнатках», на месте которого осталась лишь «глубокая воронка, налитая ржавой водой»? Постоял несколько минут и сразу «уехал обратно в дивизию». А ведь у Соколова было ещё три недели отпуска! Ему и в голову не приходит мысль, чтобы похоронить прах погибших жены и дочерей! (...)
 Обратим внимание читателя и на дружбу Соколова с алкоголем. Чуть ли не с гордостью он рассказывает, как на четвереньках приползал после работы домой, где ждала его верная жена Ирина. 
Употребление алкоголя Священное Писание не только не одобряет, но и считает большим грехом: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6:10) (...)
 Соколов продолжает пить и после войны, и он «к этому вредному делу уже пристрастился как следует…».
 Неравнодушен герой и к табакокурению. Он сам курит «крепчайший самосад» и угощает им рассказчика. Святые отцы выступают категорически против этой пагубной привычки. (...)
 Соколов  ругается «страшным кучерявым, воронежским матом»; ему «доставляет удовольствие и становится легче, когда Мюллер матерщинничает почем зря». Вот что говорит нам Библия: «Язык — небольшой член, но много делает". (Ю.Стеклов)

Что вы ответите Ю.Стеклову?

3. Подведём итог работы.
Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом.
4. Домашнее задание.
возьмите интервью у кого-то из своих родных и близких о любимой книге о Великой Отечественной войне. Для этого
                   - определитесь, кого вы будете интервьюировать;
                    - тщательно продумайте вопросы (это самое главное в интервью! Вопросы не должны быть формальными. Чтобы интервью получилось глубоким, искренним, откровенным, чтобы его было интересно читать, нужны хорошие вопросы);
                    - подумайте, как вы будете его записывать (видео, диктофон и др.);
                    - оформите интервью ( Если ваше интервью будет представлено в виде письменной или печатной работы, то вам надо будет расшифровать аудиозапись, отредактировать её, написать (напечатать). Хорошо если вы вставите фотографию, как проходило само интервью, обложку книги и др. Если это видеоинтервью, то его необходимо  смонтировать, сделать заставку. Не забудьте вставить фото обложки книги или её страниц.)

Срок сдачи работ до следующего урока - 14 мая. Если сделаете раньше - присылайте, опубликую в блоге.




Комментариев нет:

Отправить комментарий