воскресенье, 5 сентября 2021 г.

Вводный урок литературы в 11 классе

 




1.     Чтение стихотворения

Константин Арбенин

Мой Вертер

 

Уже написан Вертер,

Уже придуман Фауст,

Уже закончен Гамлет

И создан Шерлок Холмс.

 

А я ищу свой вектор,

Я тормошу свой хаос,

Раскидываю камни,

Грунтую бурый холст.

 

Уже прочитан Чехов,

Уже зачитан Пушкин,

Уже изучен Гоголь

И пройден Лев Толстой.

 

А я плачу по чекам,

А я пою частушки,

Шатаюсь понемногу

Из кризиса в застой.

 

Уже дошёл Самойлов,

Уже созрел Володин,

Уже растащен Горин

И собран Заходер.

 

А я никем не понят,

А я нигде не пройдет,

Я даже не оспорен

И, в общем, не у дел.

 

Меня не знает Гранин,

Ко мне не ходит Кушнер,

Не приглашает Дольский,

И Битов не звонит.

 

Зато я не обрамлен,

Зато я не окучен,

Не разделён на дольки,

Не возведён в зенит.

 

Во мне творится Вертер,

Во мне родится Фауст,

Во мне воюет Цезарь

И гибнет Урфин Джюс.

 

И опекают ветры

Мой чёрно-белый парус:

Я всё ещё в процессе –

Я всё ещё пишусь.

 

2003

В стихотворении много имён собственных. Какие из этих имён, как вам кажется, принадлежат писателям, поэтам, драматургам, а какие – литературным героям? Как вы думаете, почему эти имена смешаны в одном тексте?

 - Выпишите незнакомые имена. (Получилось, что выписали имена писателей 20 века. И уже замотивированы на изучение литературы в 11 классе).

2.     .  Работа с образом лирического героя.

А теперь погорим о «Я» в этом стихотворении. Этот «Я» - он кто? Что он делает? «Ищу свой вектор», «тормошу свой хаос», «раскидываю камни», «грунтую бурый холст». Поэт? Художник? Демиург? Человек, находящийся на жизненном распутье? Близко ли вам то, что он чувствует? Могли бы вы назвать такими же словами то, что сейчас происходит с вами?

 

Как вы думаете, беспокоит ли поэта то, что он не «у дел»? Как вы понимаете это шатанье «из кризиса в застой»? Служат ли своеобразным оправданием слова о том, что он «не обрамлен», «не окучен» и т.д. и как вы вообще понимаете эти слова? Быть обрамленным и окученным – это хорошо или плохо?

 

3.     Повторяющиеся имена

Мы с вами на первом такте работы заметили, что есть повторяющиеся имена. Уже ясно, что повторяются имена литературных героев. Зачем они повторяются? Какая разница между «уже написан Вертер» и «во мне творится Вертер»?

(Литературное произведение заново оживает для каждого читателя и сияет неповторимыми красками).

 

4.     Игра «Узнай сюжет» (это уже моя идея: принести сумку «Лабиринта» и предложить отгадать, какие произведения зашифрованы).

5.     Рефлексия о летнем чтении.

Вы прочли (или хотя бы знаете, что нужно было прочесть) перед новым учебным годом список литературы. Напишите короткое эссе: «Я всё ещё в процессе – Я всё ещё пишусь». Постарайтесь ответить на вопрос о том, какие литературные произведения, герои, авторы в последнее время больше всего повлияли на становление вашей личности. О ком вы читали, как о самом себе? Кому сопереживали больше других?

6.     Творческая работа (увидев этот мастер-класс на сайте музея С.Есенина, сразу же решила, что обязательно сделаю с детьми закладку с сухоцветами, чтобы напоминали о летнем чтении, о взрослении, которое несомненно сопровождает чтение. Листая папку с подготовленными цветами, вспоминаю, в каком месте я их сорвала (поляна у реки и др, утро…)

https://esenin-museum.ru/master_klass_zakladki_online

 




7. домашнее задание / целеполагание на год.

А дома – ещё один короткий текст. Напишите о тех произведениях и героях, которые оказались вам непонятны, вызвали протест, недоумение отторжение. «Какое литературное произведение / какого литературного героя мне хотелось бы понять в этом учебном году?». Постарайтесь подобрать аргументацию своей позиции.

 

Идея работы со стихотворением : https://www.facebook.com/groups/820290371326963/user/100011247972842/

(Артём Упоров)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий