воскресенье, 10 января 2021 г.

"Материнский капитал"


 Час духовности в 9 классе

«Материнский капитал»

презентация к занятию

лист для учащихся

Слайд 1

               Сегодня мы готовимся к очень важному для нас празднику – Дню Матери.

Слайд 2

И мне хотелось бы остановиться на самом образе матери, потому что, как утверждают психологи, «положительная женщина-мать – это обязательный образ, на котором держится любая культура».  То есть разрушение этого фундаментального образа влечёт за собой слом культуры.

Слайд 3

Недавно проведённый опрос среди британских подростков показал, что для них идеальный образ матери – Мардж Симпсон из популярного сериала.

Я предлагаю разговор о настоящем, правильном образе матери.

 

 

Россия удержалась благодаря матерям.

Св. Паисий Святогорец

Слайд 4

 

-  Наш урок я назвала «Материнский капитал». Что такое капитал? (Ценности). А что такое ценности? ( Деньги)

Слайд 5

- Вдумаемся в скрытый смысл этого слова. ДЕНЬ-ГИ. Деньги - это ценность всего лишь на один день.

 - А может ли быть временное и призрачное настоящей ценностью? (Нет. Значит, материнский капитал –это не деньги. Это вопрос прозвучит ещё в конце нашего разговора, и, думаю, у вас будет ответ).

Слайд 6

 - А увидеть настоящую мать нам поможет повесть В.Закруткина «Матерь человеческая». С чего начинается произведение?

Повесть начинается с  размышления о Марии, Пресвятой Богородице и Марии - простой русской женщине).

Слайд 7

  - Почему автор сравнивает их? (Потому что обе они матери, обе пережили смерть своих сыновей)

 -Давайте вспомним Евангелие, тот момент, когда Пресвятая Богородица видит страдания и смерть своего сына.

Слайд 8

И стихотворение Анны Ахматовой

Хор ангелов великий час восславил

  И небеса оплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто мене оставил?..»

 А Матери: «О, не рыдай мене…»

 Магдалина билась и рыдала,

  Ученик любимый каменел,

 А туда, где молча мать стояла,

 Так никто взглянуть и не посмел.

 

В песнопении Страстной седмицы поются эти слова «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе..»

 - Как переводится «еЕ рыдай Мене, Мати…» ( «Не плачь, Мама», «Не оплакивай меня, мама»)

 - Но точнее будет: «Не плачь напрасно, Мама…», потому что «восстану бо и прославлюся» - это весть о воскресении Христа. Поэтому нет отчаяния.

Нет отчаяния, потому что здесь совершилось великое таинство Христово.

 - Какое?

Богоматерью были  усыновлены все люди.

Господь взглянул на нее Своим страдающим взором и произнес слово, указывая глазами на любимого ученика Иоанна, единственного из всех учеников, открыто остававшегося при Иисусе и находившегося в ту минуту и кресте: «Жено, се сын твой! и ему: — Се мати твоя!»

Христос как бы говорил ей: «Я ухожу, Меня более на земле ты не будешь видеть, не раздастся тебе Мой сыновний привет, к которому ты так привыкла; твои пречистые руки не соткут более для Меня цельного хитона. Но вместо Меня прими в свое сердце, расширенное таким страданием, другого сына: всех тех людей, которые ради Меня придут к Тебе, ради Меня будут звать Тебя. Для них делай то, что Ты делала для Меня и даже больше, чем для Меня! По божественности природы Моей Я не мог причинить тебе никакой скорби, между тем как те, которых Я поручаю Тебе, будут непослушны, ленивы, грешны и часто  восставать на Меня будут и вновь распинать Меня. Но все им прости безграничной, всепрощающей, греющей любовью матери, люби их все так, как еще ни одна мать не любила своих детей!».

Слайд  9

 

      С тех пор к Пресвятой Богородице обращаются люди, и все получают помощь.

      - Как называем мы Пресвятую Богородицу? (Матушка, Царица Небесная…)

        

 Слайд 10

   - Кто же она, земная Мария ?

   (Жена и мать, живёт в глухом степном хуторе, работала на колхозном поле, устраивала домашний очаг, несла свою житейскую ношу.. Кажется, что ничего примечательного не было в этой молодой крестьянке). 

  - Но в один миг все рухнуло: началась война…  

 - Какое горе переживает Мария?

(Героиня повести своими глазами видела, как мужа и десятилетнего сына Васю предавали смерти, как пылал ее родной хутор, когда его жгли каратели. А по дороге шли хуторяне, угоняемые  в фашистское рабство под злые выкрики немцев и автоматные очереди.)

 

Обращаем внимание на описание той страшной ночи, которая перевернула жизнь Марии.

 

Слайд  11

Выпишите  ключевые слова.

Звуки ночи

Цвет ночи

Запахи ночи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 - Какой вывод мы можем сделать?

Война противоестественна природе и жизни человека, мы видим образы страдающей Земли, страдающей женщины.

Слайд13

Это наступает ночь в жизни Марии.

  - Что она желала в эту минуту? Одного – смерти.

Мария в отчаянии.

 - Что явилось небольшим лучиком, осветившим ночь Марии.

Мария ждёт ребёнка. Она не может умереть. Она мама.

 

   - Убитая горем, возвращается она на пепелище, надеясь укрыться … откроем вместе с ней погреб и встретимся с незнакомцем.

 

 Анализ эпизода «Встреча с Вернером Брахтом»

Слайд 14

Найдите ключевые слова, определите душевное состояние немца и Марии. Выпишите их в две колонки: Мария, В. Брахт. Сделайте вывод.


Слайд 15

Мария

Вернер Брахт

«ненависть и горячая злоба», «алый туман застил глаза», «недобитый гадёныш»,

 «в горячечном сознании»

«губы дрожали», «скованный страхом», «не больше 17 лет», «белокурые волосы»,

«бессильно», «тонкая шея», «пушок на щёках», желторотый, лопоухий»

 

     В парах прочитайте  друг другу.

- Назовите литературный прием, который использует автор в тексте для раскрытия идеи произведения? (Прием антитезы, т.е. противопоставление)

Слайд 16

Запишите чувства, которые вызывает у вас раненый немецкий солдат.

-Как вы относитесь к первоначальному, мгновенно возникшему решению Марии «убить убийцу»  «во имя высшей справедливости?» Прежде чем ответить на этот вопрос, послушаем стихотворение К.Симонова, написанное в 1942 году. Называется «Убей его».

 Слайд 17

(видео)эпизод из фильма "Битва за Севастополь"

Слайд 18

Продолжите фразу: «Марию спасло от убийства …(Единственное слово “мама”).

  Слайд 19      Эти святые слова спасают немца.

- Так Мария стала названной матерью своего врага. Именно после этого события к Марии возвращаются уцелевшие на хуторе голуби, а ведь голубь – это символ  мира, чистоты.

Слайд 120

-Почему же Мария не ушла из хутора? Почему трудится?                                             Прочитайте внутренний диалог разума и сердца Марии.

Чтение по ролям

 - Разум, безусловно, прав, нужно беречь нерождённое дитя, а не спину гнуть и силу терять. Но совесть не хочет соглашаться с этим. В поисках ответа Мария идет на кладбище 

-Как вы думаете, почему? (Кладбище – это единственное, что осталось от родного хутора.Души бессмертны! Она разговаривает с ними.

- Оборудован подвал, приспособлено помещение для коров, кур, лошадей К ней пришли куры, коровы, лошади. Собака, овечки. Её любовь притягивает всё живое.

А потом пришли дети.

(Они ютились в копне сена, ожидая неминуемой гибели. Мария не только выходила их, обогрела и накормила, но стала их мамой. И это для неё естественно. «В этот же вечер  Галя, Наташа, Таня и  Лара, окружив Марию, спросили застенчиво: «Можно мы тоже будем называть вас мамой?»–«А я и есть ваша мама»…   

 - Но Марии Господь посылает своего ребёнка.Что она ощутила после рождения сына?

Слайд  21

«… Марии показалось, что она родила их всех, беззащитных, рассеянных войной по неприютным, угрюмым полям малых людей, от которых она, родившая их мать, должна отвести смерть.

… Родила не только сына и тех семерых…но и всех детей истерзанной земли, требующих от нее, матери, защиты и ласки.

- Вы будете жить, - в изнеможении шептала Мария, - вы все будете жить…»

 

- Какие символы есть в повести? Что они обозначают?

Черный обгоревший тополь -это выжженная, опустошённая душа Марии  Цветущая яблоня, а значит будут и яблоки. И будет жизнь. Слайд 22

 

 

   - Как вы объясните  смысл заглавия  повести?( У главной героини большое доброе сердце, измученная морально и физически, она не остаётся равнодушной к горю других.)

Слайд23

- Так каким же капиталом обладает мать? (Огромным, любящим сердцем)

Слайд 24

- Почему не может быть по-другому?

Слайд 25

 ( Потому что образ матери восходит к прообразу Пресвятой Богородицы.

Жертвенная любовь, чистота и кротость, нравственная стойкость – эти слова при упоминании Пресвятой Девы возникают даже у людей, далёких от церкви.

Жертвенная любовь, чистота и кротость, нравственная стойкость – эти слова при упоминании Пресвятой Девы возникают даже у людей, далёких от церкви.

В одной из молитв о детях есть такие слова, обращённые к Пресвятой Богородице: «Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небесного Материнства!"


Комментариев нет:

Отправить комментарий