воскресенье, 10 января 2021 г.

Разве можно на этом свете не быть зубастым?


 Час духовности №1 в 9 классе

Тема: «Разве можно на этом свете не быть зубастым?»

Цель: дать понятие смирения как силы духа, а не проявления слабости человека.

 

1.   Проблемная ситуация

Просмотр фрагмента (до 3.39) короткометражного фильма по рассказу А.П.Чехова "Размазня"

https://www.youtube.com/watch?v=9_qeSxVZQ-4

 - Как вы думаете, чем закончится эта история?

 - Как, по-вашему, надо поступить героине? Как бы вы поступили на месте гувернантки? Вы на её месте. Честно скажите.

 - А теперь посмотрим, как Антон Павлович завершает эту историю. Ожидали такую концовку?

2. Дискуссия

 - Главная героиня, по вашему мнению, «размазня»?

- Фильм заканчивается словами: «Разве можно на этом свете не быть зубастым?» Как бы вы ответили на этот вопрос?

- С одной стороны, Христос призывает нас быть смиренными, кроткими, с другой – смирение похоже на овечье безгласие и затюканность. А в современном мире смирение тем более воспринимается как слабость и неконкурентоспособность человека. Какой ты лидер, успешный бизнесмен, если ты вот такая размазня?!

Ещё  Ницше выражал эту мысль, говоря, что христиане — это поклонники слабосильных, униженных и ничтожных людей, возведшие свои слабые добродетели в некий абсолют.

 - Мы с вами теоретики: знаем, что надо смиряться. Но на деле -  по-другому. «Я не буду мыть полы в школе! Я ведь не поломойка!» «Я не отдам телефон. Это моё имущество. Я личность, которую надо уважать». «Не имеете права заставлять меня работать на клумбах». «После урока не останусь, так как вы посягаете на моё личное время» и так далее…

 - Приведённые мною фразы, которые мы часто слышим в школе от других, да и сами произносим, - это проявление несмирения,  гордости  или демонстрация чести и достоинства?

 - Что делать, если мы попадаем в ситуации, когда нас обижают, заставляют что-то делать, когда с нами  несправедливы? Защищаться, требовать уважения, ругаться? Считать, что гордость — это кодекс чести, это знак того, что ты — не животное, не тварь дрожащая, а право имеешь?  Или смириться, промолчать, сделать, как просят?

 - А если мы всё-таки смиримся и вымоем, например, эти полы, то мы унизимся?

 - Так что же такое смирение: затюканность, овечье подобострастие, страх перед сильными мира сего?

3. Слово учителя

 - Начнём с того, что смиряться нас зовёт Сам Господь Иисус Христос. Он говорит: «Научитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим».

 - Давайте вглядимся в образ Иисуса Христа: Он, никого не боясь, говорил ровно со всеми людьми: с архиереями, начальниками, старцами, книжниками. У Него не было хамского пренебрежения к людям ниже Его: к бедным, калекам, нищим, убогим. Он таковых не презирал, чем обычно согрешают гордецы. У Него не было подобострастия перед теми, кто по социальному статусу выше Его — простого Плотника из Назарета. Он был прям и прост. В Нём была храбрость без дерзости и сила без наглости.

Он говорит: «Научитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…» Т.е. у Меня научитесь —сильного, безгрешного, красивого, совершенного, молодого человека. Это говорит не старик, которого уже согнули болезни. Потому что мы обычно слышим: «Ну, вот постареешь — смиришься; жизнь тебя побьет— ты переоценишь какие-то вещи; поживёшь с моё — узнаешь». Это правда, потому что мы приобретаем разум и опыт только с годами, с болезнями, с потерями. Как говорил поэт: «Так я и буду здесь жить, теряя волосы, зубы, глаголы, суффиксы…» Т.е. выпадают волосы, слабеют глаза, расшатываются зубы, сгибается спина, скрипят колени, сыпется песок — и ты смиряешься, потому что молодой встал на твоё место. А во Христе нет ничего такого: Он смиренный не потому, что Он старый или больной, слабый или ничтожный. Он велик, Он может всё. И Он смиряется. И это удивительно.

Поэтому смирение – это не затюканность, а сила. Смиренный спокойно вымоет пол, потому что это не унижение.

 

4. Дискуссия

 - Но как же смиренный может отстоять то, что ему дорого? Как смиренный может защитить своих ближних? Как смиренный может Родину защитить?

 - Да, это ложное понимание смирения. Нельзя смиряться тогда, когда ситуация приведёт нас ко греху, делать то, что связано с грехом.

 - А может ли смиренный человек достичь высот в этой жизни? Например, стать богатым или сделать карьеру?  

 

4. Выводы

 - Конечно, одно не исключает другого, потому что если человек, даже физически сильный или материально обеспеченный, обладает смирением, то он себя самого вручает Господу. Бог даёт ему силу.  «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».(1 Пет. 5:5).

 -  Смиренный человек не вовлекается в повседневные конфликты, он спокойно воспринимает все то, что обращено к нему, — и похвалы, и порицания, и добро, и зло, и мир, и конфликты.

Он словно парит над суетой жизни.

5. Опыт

Чайный пакетик –это образ человека. Нужно оборвать нити с грехом и пороком. А ещё выбросить из себя всё лишнее, чтобы поменьше «сюсюкаться» над собой, поменьше сентиментальничать, поменьше обижаться, поменьше носиться с собой как курица с яйцом. Поменьше носиться с собой, побольше включать режим терпения. Сказать себе: «Ну ладно! Ну так пусть и будет. Слава Богу, что так. Буду терпеть то, что Бог дал».  И поехали дальше. Вся это гордость – это балласт, который мешает воспарить вверх и брести Царствие Небесное.

 

Список источников

 

1.   Фильм «Размазня» (Мосфильм, 1970 г, реж.М.Швейцер) https://www.youtube.com/watch?v=9_qeSxVZQ-4

2.   Патриарх Кирилл: В смирении открывается сила человеческого духа. https://pravoslavie.ru/111042.html

3.   Протоиерей Андрей Ткачёв. Мы должны смиряться. https://www.andreytkachev.com/my-dolzhny-smiryatsya-ne-potomu-chto-my-slabye-a-potomu-chto-gospod-skazal-nauchites-u-menya-ibo-ya-krotok-i-smiren-serdcem/

4.   Физические опыты. Летающие чайные пакетики. https://www.youtube.com/watch?v=GQC_PNJOVCI

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий