суббота, 16 января 2021 г.

Как сделать урок литературы захватывающе интересным?

      

Вряд ли бы собралась обобщить опыт работы и написать о нём. Потому что опыт есть, но ничего особенного в нём нет. Всё обычно, как и на уроках других учителей: читаем, думаем, анализируем, пишем. И времени нет, чтобы рассказать о небольших находках и маленьких открытиях. Но спасибо администрации школы - мне поручено выступить на педсовете и поделиться в коллегами приёмами повышения мотивации. Вот тут я крепко задумалась, стала вспоминать свои уроки и подводить их под какие-то приёмы. Вот что получилось.

Приёмы повышения мотивация к изучению литературы

Презентация

 

Познакомившись с темой педсовета, я остановилась на слове «мотивация».  Поделюсь некоторыми приёмами, которые можно применять на других школьных предметах, прежде всего гуманитарного цикла. Сразу скажу, что Америки не открою, уверена, что на своих уроках вы выстраиваете такие же стратегические и тактические линии. Но, возможно, то, о чём я расскажу, даст импульс в нашей трудной, но творческой работе.

Алгоритм построения интересного и познавательного урока ищут все учителя. И я тоже. Всё время думаю, как сделать урок литературы увлекательным, чтобы воспитать думающих людей. Почему я говорю о литературе, а не о таком важном русском языке? Может, я скажу крамольные вещи, но для изучения русского языка, особенно в старших классах, мотивация не нужна. Потому что есть палка. И из-под этой палки дети учатся. И эта палка называется ЕГЭ. И ЕГЭ никогда не отменят, потому что у нашего государства в настоящее время нет никакого другого мотиватора учёбы: ни идеология, как в советское время, ни престиж страны. Только ЕГЭ.

А что же делать учителям тех предметов, которые находятся  в тени русского языка и математики? Что делать учителям литературы, истории, английского, географии, биологии, если дети не сдают ЕГЭ по этим дисциплинам?

Искать приёмы мотивации, потому что ни угрозы, ни требования, ни назидательная дидактика не могут сделать урок захватывающе интересным.

Первое – это завязка урока. Такая завязка, которая захватит и будет держать внимание детей в течение урока. Так, например, я иногда начинаю урок с какой-нибудь неожиданной фразы. Изучение биографии А.С.Пушкина начала с фразы «Пушкин – он и в Африке Пушкин. Причём в прямом смысле». А дальше обескураженным детям рассказываю о его предке из Абиссинии – арапе Петра Великого и так далее.

 Творчество А.С.Грибоедова начинаю с того, что включаю красивейший вальс и спрашиваю, почему вальс. Выдвигают кучу гипотез, ни одна не правильная. Но оживлены, взбудоражены, и они уже в плену урока. Или урок по творчеству А.А. Фета  начинаю с демонстрации репродукций картин импрессионистов, и сразу ставлю в тупик, что импрессионизм появился значительно позже, когда Фет уже умер, но причём же здесь Афанасий Афанасьевич. И вновь бурление, и этот градус сохраняется в течение всего урока.

Завязкой может служить деталь, то есть предмет, с которым прихожу на урок, но о значении предмета мы поймём в середине или в конце урока. И вот уже интерес обеспечен. Это ветка сирени на уроке по главам романа «Обломов», посвящённым отношениям Ольги и Обломова. Или молоточек на уроках по творчеству А.П.Чехова. Хочу пояснить, что эти предметы не просто фокусы или развлечение, нет, благодаря этому учащиеся ненавязчиво познают такой литературоведческий термин, как художественная деталь, которая является скрытой, но важной подробностью, характеризующей героев. Учимся её видеть и понимать. И ещё заинтересовываем детей.

Итак, завязали урок, заинтриговали, идём дальше. В центре почти каждого школьного предмета находится текст. Вы заметили, что у нас текстоцентрическое образование, и на ВПР, и ЕГЭ все задания так или иначе связаны с текстом. Увы, но дети плохо понимают тексты, потому что привыкли слушать в пол-уха, читать при работающем телевизоре и ещё говорить по телефону. Поэтому как научить работать с текстом, но при этом не засушить урок, не превратить в нудную дидактику, а мотивировать к изучению предмета, сохранять интерес к нему?

 Использую приём «Слово в 3D»: с ребятами погружаемся в глубину каждого слова, пытаемся понять («тлетворный»), рассматриваем его («и он послушно в путь потёк»), любуемся («хвойной позолотой взвенивает лес»), Иногда для этого используем особенные очки – очки поэта, который по-особенному видит мир. И только после этого слово «оживает», становится выпуклым,  из плоского становится 3D. И такое 3D-словесное моделирование позволяет понять замысел поэта, писателя, а слово становится понятным, а для некоторых учеников и своим, дети присваивают себе слова. И когда слышишь их в речи школьников – огромная радость и серьёзный результат работы.

Следующий – приём литературных параллелей. Почти каждое произведение стараемся сопоставлять с близкими по тематике, по образам, тянуть ниточки от произведения к произведению. Например, изучая «Преступление и наказание», разбирая теорию Раскольникова, говорим о влиянии личности Наполеона, который является практическим воплощением философии потребления. Сразу вспоминаем «столбик с куклою чугунной», статуэтку Наполеона, на столике Онегина. А потом разговор об этом продолжим на уроках по «Войне и миру» при анализе образа князя Андрея Болконского, говоря об его увлечении Наполеоном, стремлении к своему Тулону. И сопоставим и Онегина, и Раскольникова, и Болконского.

Или с 5-классниками мы уже начали вести тематическую линию искушения человека нечистой силой: Вакула и ч… в «Ночи перед Рождеством Гоголя», Степан и Хозяйка Медной горы в сказе Бажова. На прошлом уроке анализировали сказу В.Гауфа «Холодное сердце», где также герой совершает сделку с нечистой силой. Сравниваем, кто из героев, как повёл себя в ситуации встречи с нечистой силой, кто налагает крестное знамение и спасается, кто читает молитвы и побеждает, а кто не сопротивляется, тот попадает под очарование и погибает. Так мы подойдём в 9 классе в «Фаусту» Гёте и «Мастеру и Маргарите» М.Булгакова в 11-м. И так свяжем все разрозненные художественные произведения в единый литературный процесс, а главное – сделаем важные выводы для каждого человека: как противостоять искушению.

Приём параллелей вызывает интерес у школьников, раздвигает рамки урока, а учитель при этом выигрывает, ненавязчиво организуя повторение тем, произведений, готовя таким образом и к итоговому сочинению в 11 классе, пополняя копилку литературных аргументов для сочинений на ОГЭ и ЕГЭ.

Следующий приём – «оживление» писателей и поэтов. Хочется, чтобы они перестали быть для детей памятниками, людьми со страниц скучного учебника. Поэтому я снимаю эту золотую рамку с портрета и стараюсь показать живого человека.

Обязательно отправляемся в его имение, усадьбу. И даже виртуальный тур производит большое впечатление. 11-классников буквально потрясло рязанское село Константиново. Мы прошли по его улицам, побывали в доме Есенина, услышали настоящий голос его мамы, которая рассказывала о своём Серёже, посидели за партой в школе, где он учился, любовались видами Оки, закатами и рассветами. И всё это под «звук тальянки, голос одинокий». Один из юношей, не сдерживая слёз, сказал, что очень теперь хочет узнать о человеке, который здесь жил, как он писал об этой красоте.

Последние 10 лет, Бог дал, ежегодно ездила в Москву на Международные Рождественские чтения, где старалась посетить литературные места. С Москвы всегда привожу впечатления и фотографии. Обязательно делаю презентацию, и 1-й мой урок после возвращения начинался с рассказа с презентацией. Вот титульные листы последних. И потом этих поездок хватает на целый год.

При изучении биографии писателя рассказываю не просто сведения «родился, жил, творил, умер», а истории из жизни, тёплые, искренние. Но сразу подчеркну, что это никакие не жареные факты в стиле передачи «Пусть говорят» вроде донжуанского списка Пушкина. Ни в коем случае. Я рассказываю те сведения, которые подтверждены и которые будут работать на понимание личности писателя и его произведения. Так, например, как мальчик Федя Достоевский жил во флигеле Мариинской больницы, потому что папа был врачом, и смотрел в окно. А так как это была единственная больница для бедных,  сюда стекались больные, несчастные, увечные – Божьи люди, и улица называлась Божедомка. Именно их всё детство видел Федя. Отсюда и раненое сердце Достоевского, любовь к униженным и оскорблённым, ключ к его произведениям.

На уроках читаем письма писателей. Когда читаем, как Пушкин называет Наталью Николаевну «жёнкой», журит за частое посещение балов, беспокоится о здоровье своих детей, называя их «Сашкой, Машкой. Гришкой и Наташкой», то мы видим живого Пушкина, настоящего семьянина, любящего мужа и отца.

Читаем и воспоминания современников. Это живые впечатления от встреч, что подкупает Например, в воспоминаниях Варвары Лутовиновой, которая была приёмной дочерью В.П.Тургеневой, читаем о том, что у Варвары Петровны болели ноги, а её сын, Иван Сергеевич Тургенев взял её на руки и так на руках и внёс в театр. И уже автор «Отцов и детей» о нигилисте Базарове, предстаёт сыном, нежно любящим свою маму.

И проект прошлого года, который мы защищали уже в этом учебном году с 9 классом, тоже был направлен на «оживление» поэта. Мы взяли Пушкина и его лицейских друзей. Читали их переписку, воспоминания, разговоры и сделали их профили в социальной сети ВКонтакте.

Стараюсь, чтобы биографии писателей не были разрозненными рассказами, а соединялись в единое литературное полотно.   Рассказываю о Достоевском – обязательно скажу, что он очень любил Пушкина и даже 16-летний Достоевский носил траур, когда умер Пушкин. Рассказываю о И.А.Гончарове – привожу случай, как в студенческую аудиторию Мовсковского университета, где учился Гончаров, пришёл Пушкин и министр просвещения, показываю на преподавателя сказал: «Это теория литературы», а представляя Пушкина студентам: «А это сама литература». Или монах, который проводил экскурсию по Оптиной пустыни для Н.В.Гоголя и с которым потом так подружился Гоголь. Это был именно тот военный, который, увидев в Одессе 20-летнего Пушкина во время Южной ссылки и узнав, что именно он автор «Руслана и Людмилы», выстрелил из пушки от радости. И за это был посажен на гаупвахту. А потом стал духовником Н.В.Гоголя. Таким образом складываются пазлы в картину, которая называется русской литературой.  И интерес повышается, и результат, надеюсь, будет.

Предлагаю детям разноуровневые задания. Уровни сама придумала: «Ученик», «Герой», «Супергерой». Можно, конечно, что-то русское придумать: богатыри, витязи и т.д.  Но старшеклассники вдохновляются этими уровнями и обязательно все выполняют уровень «Супергерой».

Использую инфографику, которая визуализирует материал, систематизирует его, но и, конечно, держит интерес учеников.

Скажу и о творческих работах. Мы вроде бы много пишем, очень много  на всех уроках: исторические сочинения на ОГЭ и ЕГЭ по истории, эссе по обществознанию, не говоря уже о сочинениях на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Но всё это шаблонные, штампованные вещи. Не умаляю их значения, они тоже важны, но только для экзамена. Но такого формата сочинения не являются творческими, они обрезают крылья, а детям интересен только полёт.

Формы уроков, которые я использую, тоже разные. И даже на дистанционке с Божьей Помощью получилось проводить разные по жанрам уроки: урок-читальный зал, урок-дискуссия, урок-исследование, урок-праздник.

 В конце четверти провели урок в форме литературной ёлки, на которую ребята сделали игрушки, которые являлись деталями разных художественных произведений. Они показывали, остальные пытались догадаться. Потом ученик рассказывал, почему он выбрал это произведение. Чаще всего это были любимые книги. А мы в конце составили для себя список чтения на зимние каникулы.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий