Пушкин размышляет о происхождении зла на земле и о природе человеческой власти: в день грехопадения ("в день гнева") человека, когда тот вкусил от древа познания добра и зла, взметнулся над землёй анчар - возникло зло в мире. Яд анчара проникает в стихии. И только человек посылает "властным взглядом" другого человека к анчару. Тот, кто послушно "в путь потёк" становится "бедным рабом", а пославший за ядом - "непобедимым владыкой". Так в мире появились зло, страх и власть. И уже князь рассылает стрелы, напитанные ядом. Так в мире устанавливается круговорот зла и страха.
На уроке выписываем все прилагательные, встречающиеся в первых пяти строфах: чахлой ,скупой, раскалённой, грозный, жаждущий, мёртвую, чёрный, тлетворный, дремучий, ядовит, горючий.
Делаем вывод, какая картина создаётся с их помощью, какие чувства. какое настроение она вызывает.
Обращаем внимание на 2 части в стихотворении: "Но человека человек". Они противопоставлены друг другу: в 1-й "к нему птица не летит и тигр нейдёт", а во 2-й: "но человека человек послал к анчпру".
Подмечаем, что во 2-й части дважды употребляется слово "послушно" и "послушливые". Пушкин особо обращает тем самым наше внимание. Поразмышляем, почему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий