вторник, 28 апреля 2020 г.

29 апреля. Урок русского языка в 9а

Тема урока: "Обособленные дополнения"
Мы завершаем повторение обособленных членов. Сегодня вспомним случаи обособления дополнений.
Христос Воскресе! Добрый день, Никита, Катя, Лиза, Ваня, Лёня, Дима и Глеб!

1.  Начнём с проверочной работы по предыдущим темам. 
Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните обособленные определения, приложения, обстоятельства, укажите условия обособления.

1. Его всегда интересовали  те случаи, когда задумавшись о каком-нибудь предмете или читая о чём-нибудь в книге он  слышал рядом с собой разговор о том же самом 
2. Цепляясь за перила шатаясь со стоном сходил он со ступенек крыльца  и прижавшись всем телом к  ещё державшей дневное тепло земле плакал. 
3. Фома красивый и стройный стоял прислонясь спиной к мачте и дрожащей рукой пощипывая бородку любовался работой . 
4. Исхудавший и бледный  он сгорбившись и дрожа сидел в дальнем углу нар.
 5.А в это время благодаря энергии и находчивости Корнилова одушевлявшего всех на южной стороне вырастали батареи . 
6. Низенький и худощавый старик Нилыч бодрый ещё на вид несмотря на свои шестьдесят лет сидел в башмаках надетых на босые ноги . 
7. Несмотря на особенности строения  склонов массив является как бы живым музеем. 
2. Повторяем случаи обособления дополнений.
Ребята, вначале посмотрите учебный ролик.
2. Прочитайте 2-3 раза таблицу, составьте по ней связный устный рассказ, расскажите вслух себе или своим домочадцам.





Условия обособления
пример
Ограничительно-выделительные обороты        с производными предлогами типа включая, наряду с, кроме, исключая, за исключением, вместо обособляются, когда требуется их смысловое выделение, подчёркивание и они стоят      в начале предложения или в положении между подлежащим и сказуемым.
Кроме  льда и снега, вокруг ничего не было на сотни километров.
Все футболисты, за исключением Воронина, были опытными спортсменами.



3. Выполните упражнение
 Спишите, найдите и подчеркните обособленные определения и дополнения.
1. На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего, кроме воды,  не пил. 2.Вместо ответа на какой-то запрос, он захрипел и присвистнул.  3. Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отмечала его.  4. Наряду с тревожным ожиданием Григория, орудийный огонь внес заметное замешательство в рядах красных.  5. Удивлённый, он даже чуть было не приостановился. 6. Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам. 

4. Подготовка к ОГЭ
Прочитайте текст.
 (1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга  всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  
 1) 
В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
  
 2) 
Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
  
 3) 
Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.
  
 4) 
В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.
  
 5) 
Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Домашнее задание
  - Выполните задания из открытого банка ОГЭ. Но просто номеров ответов будут недостаточно. Выполните так, как мы выполняем на дополнительных занятиях: всё поясняя, подчёркивая, комментируя.
1. Прочитайте текст.
 (1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга  всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  
 1) 
В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
  
 2) 
Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
  
 3) 
Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.
  
 4) 
В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.
  
 5) 
Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

2. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
 (1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
  
 1) 
Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
  
 2) 
В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
  
 3) 
Предложение 3 односоставное.
  
 4) 
В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.
  
 5) 
Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.

Комментариев нет:

Отправить комментарий