среда, 15 апреля 2020 г.

16 апреля. Уроки литературы в 9а, 10а

Тема урока: "Великий Четверг. Б.Пастернак 

"Гефсиманский сад"

    Доброе утро, Глеб, Ваня, Дима, Лёня, Лиза, Никита и Катя, Серафим, Лиза, Кристина, Ксюша, Игнатий и Даниил!
 Сегодня Великий Четверг, поэтому и урок у нас особенный. Мы сегодня прочитаем стихотворение Бориса Пастернака "Гефсиманский сад".
Вот как рассказывает апостол Марк о событиях сегодняшнего дня:
И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк14:33–42).

      Богословы говорят, что это место в Евангелии доказывает  его подлинность, потому что никто не стал бы выдумывать Бога, который  скорбит в ожидании мучительной смерти; Бога, который умоляет избавить Его, если возможно, от такой страшной смерти. Ведь боги, которых выдумывают люди, больше похожи на суперменов: сильные, смелые, они являются на смену своим поклонникам и расправляются со злодеями. 
       А Евангелие нам говорит о Божественном Спасителе, который молит в Гефсимаснком саду о том, чтобы чаша страданий минула Его. Он не будет расправляться со злодеями, а умрёт за них и за всех нас на кресте. 
     Сергей Худиев, один из авторов журнала "Фома", высказывает глубокую мысль о Боговоплощении, использую следующий образ: " Господь Иисус — не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком. В фильме «Аватар» человек подключается к инопланетному телу и действует через него в племени инопланетян. Исполнив задание, он спокойно может отключиться, завершить свою виртуальную жизнь. А Боговоплощение — это на самом деле". 
     Поэтому в Гефсимании Христос претерпевает абсолютно настоящее и абсолютно человеческой страдание.
         Теперь отправимся с вами в картинную галерею.
Посмотрите, как русские художники на своих полотнах изобразили этот момент.
В.Верещагин. Моление о чаше

В.Поленов. Христос в Гефсиманском саду

Н.Ге. Гефсиманский сад
А.Куинджи. Христос в Гефсиманском саду



В.Перов. Христос в Гефсиманском саду

И.Репин. Христос в Гефсиманском саду


А теперь прочитаем, как Б.Пастернак поэтически излагает события Великого Четверга.

                           Вначале послушайте это стихотворение здесь
А теперь вчитайтесь
                                     Гефсиманский сад


Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной».
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни Мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников Себя предаст».
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И, волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».

Подумайте над следующими вопросами:

 - Это беглый пересказ евангельского сюжета или ещё какие-то смыслы вы видите?
 - Почему звёзды "далёкие безразлично" в 1-й строке становятся Млечным путём?
 - И как с этим связаны маслины, которые пытаются "вдаль по воздуху шагнуть"?
 - Как вы понимаете слова "И только сад был местом для житья"?
 - В чём смысл последних 3-х строк?
 - Какая из картин русских художников, на ваш взгляд, больше всего подходит к стихотворению Б.Пастернака? Можно посмотреть и другие картины, кроме тех, что  - приведены в блоге. 


Послушайте анализ этого стихотворения, сделанный  учащимися 8-го класса.

Машкина Анастасия, 8а

Рубан Валерия, 8а

 Евдокимова Елена, 8а

Запишите аудиофайл со своими (собственными!) размышлениями об этом стихотворении и пришлите мне в конце урока.

Домашнее задание

Прочитайте рассказ А.П.Чехова "Студент". Если нет в домашней библиотеке, то можно прочитать в электронной здесь. Он короткий и чудесный!

Комментариев нет:

Отправить комментарий