воскресенье, 3 октября 2021 г.

Урок литературы в 11 классе по роману А.Фадеева "Разгром". Особенности жанра и композиции. Образ Левинсона

 

Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции. Образ Левинсона

 

1.    Проверка д\з

 

  - Расскажите о жизненном и творческом пути А.Фадеева.

 

2.     – Прочитайте фрагменты воспоминаний о писателе (стр.71-72). Дайте развёрнутый ответ, каким представили себе писателя.

 

3.    Предварительная беседа по роману

— Почему произведение с масштабным названием «Разгром» ограничено историей одного отряда?

(Фадееву важно было показать не столько широту, размах революции, сколько ее глубину — влияние на человека, важно было исследовать изменения, происходившие с отдельным человеком под воздействием исторических событий).

 

4.    Особенности композиции

— Каковы особенности композиции романа?

(Роман содержит семнадцать глав. В первых девяти дается обрисовка характеров и ситуации. По существу, это экспозиция романа. В Х—ХIII главах раскрывается внутренний мир героев, в ХIV—ХVII — проверка характеров «в деле».

Сюжетная композиция такова, что разгром отряда, очевидность этого разгрома надвигается с каждой главой. Путь к разгрому — это внешняя сюжетная канва. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев.

Главное же — показано, на что способен каждый герой в решительную минуту, как проявляется его сущность.

 

5. Отряд.

- Фадееву было очень важно художественно воспроизвести в «Разгроме» особый тип взаимоотношении коммуниста-руководителя с партизанами.

- Главную идею романа "Разгром" Александр Фадеев определил так: "... в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромная переделка людей. Эта переделка людей происходит потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться". Записать в тетрадь!

 - Обратите внимание на словосочетание «человеческий материал». В наше время появилось очень похожее - человеческий фактор.

 - Какие слова заменили эти понятия? (народ)  

 - Почему именно слово «материал» использует Фадеев? В чём он убеждён? (Если люди - материал, то из него можно что-то сделать (или его можно переделать).

 -  Итак, человек - сырье.

Гвозди бы делать из этих людей -

Крепче бы не было в мире гвоздей...

(Н. Тихонов. "Баллада о гвоздях")

 - Каким был отряд Левинсона?

(глава 2 «Мечик»: «Окружающие люди нисколько не походили…»

                               «Блудливая она, Варька….»

Глава 5 «Угольное племя»: «Парень, может шестой год воюет, - неужто дынькой не побаловаться?»

Глава 8 «Первый ход»: «Когда взводы построились и сделали перекличку…»

 - Действительно ли в "Разгроме" наблюдается такой подход к человеку?

5.    Образ Левинсона

— Как рисует Фадеев образ Левинсона?

(глава 6 «Левинсон»: «Да и никто в отряде не знал об этих колебаниях Левинсона..»

Глава 11 «Страда»: «С этого дня Левинсон не считался уже ни с чем…»

Глава 13 «Груз»: «И когда он дейсвительно убедился в этом…»).

— Какое значение имеют воспоминания Левинсона о детстве?

(Воспоминания о детстве Левинсона, его внешность находятся в противоречии с его образом «человека особой породы». «В детстве он помогал отцу торговать подержанной мебелью, а отец его всю жизнь хотел разбогатеть, но боялся мышей и скверно играл на скрипке» — таких вещей Левинсон никому не рассказывал. Левинсон вспоминает «старинную семейную фотографию, где тщедушный еврейский мальчик — в черной курточке, с большими наивными глазами — глядел с удивительным, недетским упорством в то место, откуда, как ему сказали тогда, должна вылететь птичка». Со временем Левинсон разочаровался «в лживых баснях о красивых птичках» и пришел к «самой простой и самой нелегкой мудрости: «Видеть все так, как оно есть, — для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть»).

— Какова роль портретной характеристики?

(Внешность Леви совсем не геройская: «Он был такой маленький, неказистый на вид — весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен». Мечику Левинсон напоминает «гнома из сказки». Фадеев подчеркивает физическую слабость, внешнюю неказистость героя, выделяя, впрочем, его «нездешние глаза», глубокие, как озера. Эта портретная деталь говорит о незаурядности, значительности личности).

— Каковы основные черты характера Левинсона?

— Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми? Как он понимает свою ответственность перед ними?

6.    Дискуссия

 - Одна из узловых сцен "Разгрома" - реквизиция у полуголодных корейцев свиньи, на которую они молятся - мясо на всю зиму. Прокомментируйте её.

(«Левинсон, чувствуя за собой полтораста голодных ртов и жалея корейца, пытался доказать ему, что иначе поступить не может. Кореец, не понимая, продолжал умоляюще складывать руки и повторял:

- Не надо куши-куши... Не надо..».

Жалость и в этом случае побеждена коротким словом надо. Надо накормить полтораста человек, составляющих отряд - "боевую единицу", которую Левинсон обязан сохранить во что бы то ни стало, любыми средствами. Получив приказ, маленький, тщедушный, похожий на гнома человек знал уже, что будет делать все, чтобы его выполнить. Короткое, но чрезвычайно емкое - бездонное - слово, выделенное автором, таит в себе пугающие возможности).

 - Главным аргументом в свою пользу Левинсон считал наличие полутораста голодных ртов, чего категорически не хотел понимать несчастный старик. Ведь 150 ртов больше, чем 1.

- Жестокость - необходимое условие и главное средство борьбы за власть?

 - В чём находит оправдание Левинсон и ему подобные?

(В служении Родине, Обществу, Людям, Народу, Человеку? И во имя этого служения реальный человек (тот, что пишется с маленькой буквы) будет унижен, оскорблен, раздавлен).

Прокомментируем эпизод с решением судьбы Фролова (глава ХI). Прав ли Левинсон? Оправданны ли его действия?

(Фадеев передал эту сцену с поразительным художественным мастерством, проявив себя как тонкий психолог, знаток человеческого сердца. Великолепна такая деталь: собеседники говорят, не глядя друг на друга, дрожа и запинаясь, чувствуя двусмысленность, внутреннюю порочность ситуации. Очень точен и убедителен также отказ Левинсона подождать до завтра: чем скорее случится неизбежное, тем лучше, потому что хоть таким образом положение упростится. Читатель ощущает безвыходность ситуации, невозможность найти рациональное компромиссное решение. Действительно: отряд должен уходить от превосходящих сил противника, Фролов безнадежен. Надо, чтобы его не стало, и все упростится»).

 - Существует позиция, оправдывающая действия Левинсона, ведь главное – сохранить «боевую единицу». Прокомментируйте её.

 - Мы столкнулись с "проклятой" проблемой крови, разрешенной по совести, поднятой Достоевским ровно за полстолетия до Октябрьской революции? Именно так.

 - Заметим, что и в случае с Фроловым вопрос поставлен столь же определенно: последние минуты жизни единицы-человека с неминуемой, близкой смертью (может быть, через несколько часов) и - полторы сотни здоровых жизней, т.е. отряда - единицы боевой, призванной осуществить в местном масштабе всемирно-историческую миссию. Здесь соотношение еще более выгодное: 150 больше 1 в 150 раз! Арифметика! Но вспомним:

«...с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет… С другой стороны, молодые свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами <...> не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.

 - Жить по законам арифметики, возможно, проще, но почему простые правила сложения и вычитания, известные каждому ребенку, оборачиваются неминуемыми смертями, будучи возведенными в принцип? Достоевский "жизненную арифметику" отвергал. Но в годы революции и гражданской войны именно она правила судьбами России.

 - В год создания романа Маяковский в поэме "Владимир Ильич Ленин" предельно сжато сформулировал математическую основу любой революции:

Единица!

Кому она нужна?!

Голос единицы

тоньше писка.

Кто ее услышит?

...Единица - вздор,

единица - ноль...

Итак, 1 = 0, что и требовалось доказать. Однако слово единица - с присоединенным к нему определением боевая - одно из ключевых в романе Фадеева. Левинсону необходимо сохранить отряд готовым к борьбе, войне, ведению боевых действий.

 - Выполнил ли он поставленную задачу? Те девятнадцать - из полутораста! - что остались в живых, прорвавшись через последнюю засаду, - это боевая единица или нет? Ответ должен быть однозначно утвердительным: да. Да, потому что роман кончается словами "нужно было жить и исполнять свои обязанности". Так думает командир отряда Левинсон. Восемнадцать - маленький, но отряд, способный выполнять боевые задачи. Цель достигнута.

 - "Правильный человек", "человек особой породы"... Что стоит за этим определением? Ведь гораздо привычнее слышать нечто иное, например: "добрый", "хороший", "честный"... Не значит ли это, что в данном случае нивелируется само понятие человек? Ведь и здесь, кажется, действует то же правило, что и в случае с единицей, т.е. если есть люди особой породы, образцовые, должны существовать и обычные, несовершенные - тот самый человеческий материал, который нужно переработать, переделать, сортировать, просеять!..

7. Домашнее задание: стр.77 задание 2 (сопоставить Морозку и Мечика. Выделить аспекты сопоставления. Оформить в виде таблицы).

Комментариев нет:

Отправить комментарий