среда, 1 декабря 2021 г.

А.Фет. Жизненный путь. Анализ стихотворений. Урок в 10-м классе

 


А.А.Фет. Жизненный путь. Анализ стихотворений «Шёпот, робкое дыханье», «Вечер», «Ещё майская ночь», «Это утро, радость эта», «Одним толчком согнать ладью живую»

 

 

1.    Проверка д\з: наизусть стихотворение Тютчева

2.    Наблюдение

- Перед вами картины. Как вы думаете, почему урок начинаем так? Какая связь с Фетом?

 

3.    Импрессионизм

Импрессионизм — это направление в живописи, которое появилось во Франции в конце XIX века.
Слово «импрессионизм» произошло от французского 
impression — «впечатление». Художники этого направления выступали против традиций классицизма и реализма. Они стремились показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного. Для этого авторы изобрели новые живописные методы. Они отказались от черного цвета, не использовали палитру, иногда выдавливали краску из тюбика прямо на холст, а вместо контуров изображаемых предметов использовали мелкие мазки.


 

4.    А.Фет. Жизненный путь

Однажды на вопрос анкеты дочери Льва Толстого Татьяны «Долго ли бы вы хотели жить?» Фет ответил: «Наименее долго». И всё же у писателя была длинная и очень насыщенная жизнь — он не только писал множество лирических произведений, критические статьи и мемуары, но и посвятил целые годы сельскому хозяйству, а яблочную пастилу из его имения поставляли даже к императорскому столу.

Биография писателя приложение

 

5.    Анализ стихотворений

А. «Шёпот, робкое дыханье»

 - Какое ощущение? (Изменчивоть мира, движение)

 - Как удаётся Фету достигать такого эффекта? (нет глаголов)

 - Есть ли сюжет у стихотворения? Можем ли определить, что происходит и когда? (1-я строфа – свидание вечером, 2-я строфа – ночь, 3-я строфа – утро, расставание)

 - Как ритм стихотворения помогает нарисовать картину свидания? (быстрый хорей)

 

Б. «Вечер»

 - Из чего ясно в 1-й строфе, что наступил вечер?

(прозвучало над ясной рекой – крик птицы, померкшем лугу – голоса ещё слышны, «засветилось на том берегу» - костёр, «на пригорке то сыро, то жарко» - ночная роса, тёплая земля от дневной жары, «зарница теплится ярко» - солнце, закат.

 - Какой стихотворный размер выбирает Фет и почему? (напевный анапест)

 

Г. «Ещё майская ночь»

 - Почему стихотворение начинается с риторического восклицания?

 - За что поэт благодарит родной край?

 - Что мы видим во 2-й строфе?

 - В 3-й строфе мы наблюдаем одушевление природы. Докажите это.

 - Объясните сравнение берёзы с невестой.

 - Почему в названии слово «ещё»?

Д. «Это утро, радость эта»

 - В чём необычность стихотворения?

 - Какую роль выполняет местоимение «эти»?

 - Почему для описания весны используются назывные предложения?

 - Согласны ли вы с утверждением, что это стихотворение – гимн весне?

 - Сформулируйте идею.

Е. «Одним толчком согнать ладью живую»

 - Поясните метафору «согнать ладью», «подняться в жизнь иную».

 - Какова роль эпитетов?

 - Как вы понимаете предназначение поэта, обозначенное в 2-х последних строчках?

6. Домашнее задание: наизусть стихотворение Фета

Комментариев нет:

Отправить комментарий